Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Октябрь 9

Фреска XII в. Владимир

Святой Иаков Алфеев, апостол из 12-ти

Брат апостола и евангелиста Матфея (+ 60 г.; память 16/29 ноября), бывшего прежде мытарем. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь.

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному (+ 62 г.; память 30 ноября/13 декабря) в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2 ).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

апостолов

Главная святыня День памяти Подвижничество

апостольская проповедь

Иа́ков Алфе́ев , сын Алфея (ивр. ‏יעקב בן-חלפַי ‏‎, Йааков Бен Халфай), брат Фаддея - апостол Иисуса Христа , упоминаемый в Новом Завете . Брат апостола Иуды Иаковлева , возможно брат апостола и Евангелиста Матфея . В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати (Мф. ; Мк. ; Лк. ), однако других сведений о нём не сообщается.

Напишите отзыв о статье "Иаков Алфеев"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Иаков Алфеев

– Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, – сказал князь Андрей, – только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё таки великий полководец!
– Михайла Иванович! – закричал старый князь архитектору, который, занявшись жарким, надеялся, что про него забыли. – Я вам говорил, что Бонапарте великий тактик? Вон и он говорит.
– Как же, ваше сиятельство, – отвечал архитектор.
Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?
– Это длинно было бы, – отвечал сын.
– Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d"empereur! [вот еще поклонник вашего холопского императора…] – закричал он отличным французским языком.
– Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. [Вы знаете, князь, что я не бонапартистка.]
– «Dieu sait quand reviendra»… [Бог знает, вернется когда!] – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола.
Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату.
– Сomme c"est un homme d"esprit votre pere, – сказала она, – c"est a cause de cela peut etre qu"il me fait peur. [Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого то я и боюсь его.]
– Ax, он так добр! – сказала княжна.

Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.
В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.

Апостол Иаков Алфеев (†60)

Святой Апостол Иаков Алфеев был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа.

Согласно жития, святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем.

Проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу (Едесса - нынешняя Орфа - древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрат). После самостоятельно вёл проповедь в Газе (один из самых древнейших городов филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отравился в Египет, и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертию на кресте.

Из-за смешения с другими Иаковами проследить его путь в христианской традиции довольно сложно. О его смерти и погребении существует несколько версий. У одних авторов, например у Псевдо-Симеона Логофета, он принимает смерть в Мармарике («побит камнями иудеями»), у других — принял мученическую смерть по дороге в Египет в городе Острацине (распят на кресте).

Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова Зеведеева или Иакова Старшего, а также от Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковым Младшим.

Память в Православной церкви совершается (по юлианскому календарю): 30 июня/13 июля (Собор двенадцати апостолов) и 9/22 октября .

Кондак апостола, глас 2:
Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

22 октября Православная церковь чтит память апостола Иакова Алфеева. Библия почти не говорит про него, а в житиях приводятся разные версии его жизни и смерти. Почему так произошло, разбиралась РП.

Номер девять

Три евангелиста - Матфей, Марк и Лука - приводят имя Иакова Алфеева в списке двенадцати ближайших учеников Христа. В этих списках он всегда на девятом месте. «Деяния святых апостолов» говорят об участии Иакова в праздновании Пятидесятницы. А Евангелие от Марка сверх того называет Алфеевым еще и другого апостола - Матфея, из чего историки Церкви делают вывод, что Иаков и Матфей, вероятно, были братьями. Других сведений об апостоле в текстах Нового Завета нет.

Сложности с установлением фактов жизни апостола Иакова Алфеева начались уже в первые века христианства. Проблемой для исследователей стало то, что среди апостолов еще два человека носили то же имя. Это Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, и Иаков, которого называли «Брат Господень», первый епископ Иерусалима, один из семидесяти учеников Христа. Отождествление Иакова Алфеева с двумя другими Иаковами стало причиной разночтений и появления нескольких версий жития апостола, отличающихся друг от друга.

Согласно наиболее популярной из них, апостол Иаков родился в Капернауме, городе на берегу озера Кинерет в Галилее. В древности озеро называли Тивериадским, или Галилейским морем, сейчас это территория на севере Израиля. Капернаум стал одним из основных мест проповеди Христа. В городе и его окрестностях Мессия, согласно евангелистам, призвал апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Иакова и Матфея (Левия) Алфеевых. Здесь же зародилась одна из первых христианских общин.

Разночтения

Наиболее распространенная версия жития апостола Иакова Алфеева гласит: он проповедовал сначала в Иудее, а затем присоединился к апостолу Андрею в его путешествии в Эдессу, город на юго-востоке современной Турции. После этого он оставил Андрея и ушел в Палестину, на долгое время задержавшись в городах Газа и Елевферополь. О последнем городе известно, что там был убит епископ Дамаска Анания, в свое время крестивший апостола Павла. Из Палестины апостол Иаков направился в Египет, где дошел до города Острацин. Здесь его проповедь встретила ожесточенное сопротивление со стороны язычников, и в итоге апостола приговорили к смертной казни через распятие.

Согласно другим спискам жития, имеющим сирийское и византийское происхождение, смерть настигла Иакова в Мармарике (ныне - часть Ливии, примыкающая к Средиземноморскому побережью). Способом казни эти источники называют побитие камнями. Наконец, греческие списки дают еще одну, отличную от остальных версию жития апостола. Они утверждают, что Иаков происходил из Иераполя (современный туристический город Памукалле в Турции), был не мытарем, а камнерезом, и закончил жизнь в одном из городов Малой Азии, где язычники бросили его умирать с перебитыми ногами.

Преемство

Помимо путаницы с именами, которая стала причиной расхождения фактов в житиях апостола, разные пересказы его судьбы связаны с желанием христианских общин доказать свою независимость и апостольское преемство (то есть происхождение своей церкви напрямую от апостолов).

К слову, желание представить апостолов основателями своей церкви мы находим и в русских летописных сводах, которые говорят о путешествии Андрея Первозванного на север - от Днепра до Новгорода. В частности, существует легенда об установке апостолом Андреем креста на холмах, где позже поднялся Валаамский монастырь. Историк Антон Карташев опровергает это апостольское путешествие на Ладогу, добавляя: маловероятно, что апостол ходил и к Днепру (хотя проповедовал в Причерноморье и на территории современной Абхазии).

Вероятно, с подобной историей мы сталкиваемся и при чтении разных версий жития апостола Иакова Алфеева. Более того, в Древней Руси Новгород стал центром особого почитания апостола Иакова - его изображения часто встречаются на новгородских иконах. Есть вероятность, что причиной этого особого почитания послужила легенда об Иакове как о спутнике Андрея Первозванного. И если, согласно русской летописи, апостол Андрей мог дойти до Ладоги, то почему этого не мог сделать сопровождавший его в ряде путешествий апостол Иаков Алфеев?

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем.


Икона . Святой Апостол Иаков Алфеев. Галерея икон .

Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).

И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем 1 .

Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках 2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.

Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное.

Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте 3 .

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.