Русский язык - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико. Русский алфавит лег в основу письменности многих младописьменных языков, а русский язык стал вторым родным языком нерусского населения Российской Федерации. Происходит постоянный процесс взаимообогащения русского языка и языков народов Российской Федерации.

В последнее десятилетие в дальнем зарубежье наблюдался определенный спад интереса к русскому языку. Но сегодня все больше людей обращаются к нему вновь. С одной стороны, их интересует русская культура, а с другой - это сугубо прагматический интерес, потому что русский язык позволяет сотрудничать с российскими бизнесменами и строить деловые отношения на долгосрочной основе. В первую очередь это касается сотрудничества в рамках СНГ. Ведь русский язык как был языком межнационального общения во времена СССР, так им и остался.

Русский язык продолжает вызывать интерес в современном мире. По свидетельству публикаций в российской прессе, число граждан США, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Австрии, Кореи, начавших изучать русский язык и литературу, в последнее время увеличилось в несколько раз.

Главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, техники, культуры и литературы - русский язык стал высокоразвитым, богатым, исторически сбалансированным языком.

Русский язык - это не только государственный язык Российской Федерации. Он относится к числу мировых языков, то есть таких языков, которые служат средством международного общения народов разных государств. Из более чем двух с половиной тысяч языков, известных в мире, международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Выдвижение языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью культуры, созданной на этом языке. Статус языка как мирового юридически закрепляется путём признания его официальным или рабочим языком международных организаций или конференций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Так, русский язык признан одним из шести официальных языков ООН наряду с английским, арабским, испанским, китайским и французским; на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Русский язык изучается в большинстве стран. Преподаватели русского языка объединены Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

В настоящее время по степени распространенности русский язык пока еще занимает четвертое место в мире. Лидируют английский язык (оценочно для 500 миллионов человек он является родным или вторым языком и еще свыше 1 миллиарда человек владеют им как иностранным) и китайский (им владеют - почти исключительно как родным - свыше 1350 миллионов человек). Третье место занимает испанский язык (им владеет около 360 миллионов человек, в том числе оценочно 335 миллионов - как родным).

Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

Значение русского языка для мира и международного общения.

«…Хочется верить,

что такой великий язык

дан великому народу…»

И.С.Тургенев

Роль русского языка в современном мире определяется следующим образом: это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств. Это один из самых развитых и богатых языков мира, располагающий огромным лексиконом. Русский язык неоднороден по составу: включает литературный язык, диалекты, просторечия и жаргон. В настоящее время на нем говорят 230 миллионов человек, наряду с английским и китайским является мировым языком. Русский язык используется народами Российской Федерации, как язык национального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну. В Белоруссии и Киргизии русский язык – второй государственный язык. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается основным средством общения для многих людей.

Согласно Конституции РФ русский язык является государственным языком на всей ее территории. Русский язык входит в число мировых языков, он приобретает всё большее международное значение, его изучают многие люди в разных странах мира, и он является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах.

Среди пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Ведь он один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других организаций. Он применяется в самых различных сферах международного общения, на различных научных форумах, конференциях, симпозиумах используют именно русский язык. Наш язык выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникаций (радио- и телепередач, космической связи и т.д.).

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык школы, деловых документов, художественной литературы, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли учёные, публицисты, общественные деятели как А.С. Пушкин. Мощь и богатство русского языка отмечали многие литераторы: Гоголь Н.В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Бунин И.А.

Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и мире обязывают нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, мощью и величием, тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. Я думаю, нам не следует забывать призыв И.С. Тургенева о бережном отношении к русскому языку. Ведь будущее нашего языка – это и наше будущее .

Любой язык, включая наш родной русский, существует, выполняя несколько основных своих функций, которые призваны обеспечить в обществе процессы:

  • коммуникации,
  • информирования,
  • познания и т.д.

В соответствии с этими процессами, а также благодаря исключительно человеческим свойствам и особенностям существования – такие функции могут быть объединены в некоторую систему, которую мы и разберем по примерам.

К числу важнейших современных функций относится коммуникативная . Поскольку для хранения и передачи любой информации издавна применялся именно язык, то наибольшая часть такой информации, что циркулирует в обществе, представлена в её языковом виде. Язык выполняет в коммуникативной функции превалирующую роль.

Средствами выражения здесь могут быть виды речи:

А также неязыковые средства (жесты, мимика и т.д.).

Близко к ней существует и познавательная функция, выполняющая когнитивные задачи, а именно: использование языка в целях сохранения и последующего транслирования знаний.

В функциональной системе любого языка также представлена его кумулятивная, т.е. «накопительная» функция, посредством которой знания или информация не просто сохраняется и передается, но еще и собирается, преломляется и «сортируется».

  • Например, в речи или при письме мы помимо обмена информацией можем быть озадачены некоторым воздействием на собеседника. Такая функция будет называться волюнтативной и преследовать самые разные цели – от убеждения, утешения до обличения, агитации и т.д.
  • Полностью соответствующей задаче эмоционального воздействия на человека является эмотивная функция языка, которая действует посредством применения в речи специальных эмоционально-экспрессивных средств – слов и интонации. (напр., междометия – ой, ай, ух)

В задачи общения не всегда может входить передача либо получение информации, существуют варианты, когда превалирует лишь цель простого установления контактов. В таких ситуациях речь общающихся может ограничиваться лишь фразами – «как дела?», «давай», словами – «угу», «да» и т.д.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русский язык – в нем сочетается могущество народа, его многовековая история, культура множества поколений и самобытные традиции нации. Для каждого человека родной язык – это не только средство общения или передачи информации, но и бесценный дар, который передали ему предки.

Русский язык как культурное явление

Именно на русском языке создавались непревзойденные литературные произведения, на нем разговаривали Менделеев и Ломоносов, Пушкин и Лермонтов, Чайковский и Римский-Корсаков.

Русский язык имеет богатую историю, его множество раз пытались ассимилировать чужеземные племена, но все таки, как и русский народ, он смог сохранить свою самостоятельность, силу и могущество.

Русский язык чрезвычайно многогранный – он с легкостью может передавать все чувства, которые зарождаются в человеческой душе, мысли и желания.

Современный русский язык

Кроме основных функций, которые присущи каждому языку, русский язык имеет еще одно очень важное назначение – он является объединяющим звеном многих народов и наций. Россия – многонациональная страна, каждая этническая группа имеет свой собственный язык, но зачастую каждый из них предоставляет возможность общения с определенной группой людей.

Русский язык стирает это препятствие. Также русский язык является международным языком общения между славянскими странами: Украиной, Литвой, Латвией, Эстонией, Грузией.

По общему количеству говорящих на нем людей русский язык занимает 6 место в мире. Более 200 миллионов человек считает его родным языком, а число владеющим им достигает 360 миллионов. В более чем 10 стран русский язык имеет статус официального, среди них – Россия, Беларусь, Абхазия, Таджикистан, Казахстан.

Примечательным является то, что согласно законодательству Нью-Йорка, официальные документы в городе должны издаваться наряду с английским, также и на русском языке, так как русская диаспора в этом городе ежегодно возрастает. Не смотря на то, что во многих независимых странах постсоветского пространства русский язык не имеет статус официального, на нем разговаривают около 50% процентов населения.

К сожалению, среди русской диаспоры наблюдается тенденция к уменьшению русскоговорящей молодежи: дети в повседневной жизни общаются не на языке своих родителей, а на языке, на котором преподают в школе и общаются в общественных местах. Однако среди молодежи постсоветских стран, русский язык приобретает литературную окраску.

Поколения, родившиеся во времена советского строя, разговаривают в основном на диалектах, с употреблением разнообразных звуковых искажений. Речь молодого поколения более чистая, даже с учетом современного сленга.

Проблемы современного русского языка

В настоящий момент русский язык переживает своеобразный кризис: он насыщен ненормативной лексикой, американизмами и многочисленными жаргонами.

Очень часто встречаются случаи, когда искаженный язык весьма активно пропагандируется средствами массовой информации, а также высокопоставленными чиновниками, которые допускают в своей речи множество ошибок, не придавая этому абсолютно никакого значения, хотя роль языка в жизни общества огромна и воздействие он имеет очень сильное.

Неграмотностью также отличается современная русская музыка популярного жанра, на которую ориентируются незрелые подрастающие поколения. Со временем, бессмысленный набор слов, присущий многим песням, станет элементом общения молодежи.

Современный русский язык как предмет изучения

Язык является самым ценным наследием, которое получили современ-

ные люди от предшествующих поколений. Язык народа – это его жизнь, ис-

тория, развитие, будущее. Благодаря языку формируется и оттачивается наша

мысль, благодаря языку осуществляется общение внутри человеческого кол-

лектива, благодаря языку совершенствуется сам человек. Такая важная роль

языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует

прочного и твердого знания его правил и законов развития. Это особенно

важно для студентов-филологов, которые должны нести эти знания другим

Термин современный русский литературный язык употребляется в не-

скольких значениях:

– как обозначение системы современного русского литературного язы-

ка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русско-5

го языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений) на со-

временном этапе развития;

– как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамма-

тическую системы современного русского литературного языка;

– как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о

современном русском литературном языке.



Русский язык – национальный язык русского народа, выразитель

Истории и культуры русского народа

Под национальным русским языком подразумевается языковая систе-

ма фонетических, лексических и грамматических единиц и правил, которая

складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации

от любого другого языка.

Русский национальный язык неоднороден. В него включаются отдель-

ные разновидности, каждая из которых имеет свою сферу применения. В со-

ставе национального русского языка можно выделить ядро, центр – литера-

турный язык, и периферию, которую образуют территориальные и социаль-

ные диалекты (жаргоны, профессионализмы, сленг, арго), различные подъя-

зыки, область просторечия. Доля этих составляющих может меняться, на-

пример, для современного состояния русского языка характерно снижение

доли диалектизмов, но расширение словаря и сферы использования жаргон-7

ной лексики. Все эти формы существования отличаются друг от друга, но

объединены – в своей основе – общей грамматической системой и общим

словарным запасом.

Русский национальный язык, как и многие другие языки, прошел дли-

тельный эволюционный путь и продолжает свое развитие.

Национальный русский язык начинает складываться к XVII веку па-

раллельно с образованием Московского государства. Формирование нации и

национального языка связано с образованием государства, упрочением его

границ, экономических и политических связей между отдельными террито-

риями. Славянские племена в Киевской Руси XV – XVI вв., хотя и представ-

ляли одну народность, не были еще нацией. Нации возникают в период пре-

одоления экономической раздробленности, развития товарного обращения и

возникновения единого рынка.

У разных народов процесс складывания нации и языка протекал в раз-

ное время и шел разными путями. Русский национальный язык сложился на

основе московского диалекта, который уже к XV – XVI вв. утратил свою тер-

риториальную ограниченность. Его черты, такие, как аканье, иканье, произ-

ношение заднеязычного взрывного звука и некоторые другие, до сих пор со-

хранились в современном русском языке. Кроме того, в формировании рус-

ского национального языка заметную роль сыграл старославянский язык. За-

метно влияние на русский язык и многих других языков, например, француз-

ского и английского.

К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и

прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения на-

рода в одно великое, историческое живое целое…». И действительно, язык

подобно летописи рассказывает нам о том, как жили наши предки, с какими

народами они встречались, с кем вступали в общение. Все события сохраня-

ются в народной памяти и передаются из поколения в поколение с помощью

слов, устойчивых сочетаний. Немало могут рассказать нам об истории рус-

ского народа пословицы и поговорки.

Роль и функции русского языка в современном мире

Язык относится к тем общественным явлениям, которые служат сред-

ством общения людей. Прежде всего, на русском языке общаются люди рус-

ской нации. Следовательно, основная функция русского языка быть языком

национального общения, т.е., национальным языком.

В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации рус-

ский язык считается государственным языком на всей ее территории. До 1991

г. понятие «государственный язык» не использовалось, а русский язык имел

статус межнационального языка. За ним были закреплены все необходимые8

для государственного языка функции. Он широко применялся в сфере дело-

вого общения, образования, он был языком науки и научного общения, ис-

пользовался в СМИ, в судопроизводстве и т.д.

Поскольку Российская Федерация – государство многонациональное (в

2001 г. в его состав входило 176 наций и этнических групп), русский язык

служит средством общения между представителями разных наций и народ-

ностей, проживающих на его территории.

Возникновение, становление, развитие, равно как и функционирование

любого языка, в том числе русского, в межнациональном общении – это про-

цесс сложный и многоплановый, зависящий от комплекса лингвистических и

социальных факторов.

Статус языка межнационального общения (с 1922 г.), а это еще одна

функция русского языка – быть языком межнационального общения, русский

язык получил по ряду причин.

1. Лингвистические причины.

Русский язык является одним из самых развитых языков на территории

Российской Федерации. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отла-

женной системой функциональных стилей. Это и позволяет использовать его

во всех сферах жизни и деятельности человека. На русском языке можно пе-

редавать разнообразную научную информацию, выражать чувства и эмоции,

создавать поэтические и прозаические произведения художественной литера-

туры. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилям

письменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает ог-

ромную коммуникативную и информативную ценность русского языка.

– Русская нация самая многочисленная на территории Российской Фе-

– Русский язык широко распространен за ее пределами;

– Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе

была создана письменность более чем для 70 языков;

– Русская нация характеризуется высокоразвитой экономикой, эффек-

тивной технологией во многих отраслях техники.

Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за право

быть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективными

факторами и исторически сложившимися условиями.

Третья важная функция русского языка в современном мире – быть

языком международного общения.

Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским,

арабским, французским, испанским, китайским языками. Эти языки считают-

ся официальными языками международных организаций, таких, как ООН,

ЮНЕСКО, МАГАТЕ. На этих языках проводятся крупнейшие международ-

ные конференции и симпозиумы, издаются официальные документы, бюлле-9

тени, специальные журналы, создаются сайты в Интернете, ведутся телера-

диопередачи. Русский язык как мировой язык обеспечивает общение во вре-

мя встреч на высшем уровне и на международных конференциях.

Русский язык – это язык одного из крупнейших центров международ-

ного образования. Знание русского языка способствует карьерному росту

специалистов разных областей знаний по всему миру. Русский язык обеспе-

чивает доступ не только к богатствам науки и культуры России, но и других

стран, выступая своеобразным посредником между разными народами. Ведь

на русский язык переводится значительная часть научной и художественной

литературы, выходящей в мире.

Несмотря на некоторый спад интереса к русскому языку в перестроеч-

ный и постперестроечный период, с конца 90-х годов ситуация стабилизиро-

валась: русский язык изучается за рубежом в вузах и средних образователь-

ных учреждениях как второй или третий иностранный язык.

Безусловно, что место русского языка в системе образования в значи-

тельной степени определяет государственной политикой России и других го-

сударств, отношениями между странами.

Распространению русского языка за рубежом способствует ряд органи-

заций: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литера-

туры (МАПРЯЛ), Общество любителей российской словесности (ОЛРС). А

деятельность этих организаций в свою очередь помогает формировать поло-

жительный образ России в мире через знакомство с языком и культурой на-

4 . Предмет и аспекты изучения фонетики

языка. Фонетика занимает особое место среди лингвистических дисциплин,

потому что, в отличие от лексикологии, морфологии, синтаксиса, изучает

языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служат для

различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые яв-

ления находятся на границе фонетики и грамматики. Следует отметить, что

звуки, являясь материальными единицами, определяют материальную сторо-

ну других языковых единиц, объединяя все уровни в одно целое. Этим опре-

деляется важность изучения самих фонетических единиц и их закономерно-

В зависимости от задач, методов и предмета исследования различают

фонетику частную и общую, описательную, историческую и сопоставитель-

ную, а также экспериментальную и социофонетику.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретно-

го языка, общая – изучает общие звуковые закономерности. Предметом опи-

сательной фонетики является фонетическая система языка в определённый

период её развития. Историческая фонетика рассматривает изменения, про-

исходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сход-

ства и различия в звуковом строе нескольких языков выявляет сопостави-

тельная фонетика. Социофонетика выявляет особенности произношения от-

дельных групп населения. Экспериментальная фонетика изучает звуковые

единицы с помощью экспериментов.

Звуки речи как природные материальные единицы могут рассматри-

ваться с разных сторон: со стороны говорящего и со стороны слушающего. В

связи с этим выделяют артикуляционный и акустический аспекты звуков ре-

чи. Артикуляционный (физиологический) аспект рассматривает звуки как

результат артикуляции органов речевого аппарата. Акустический аспект

связан с пониманием физической природы звуков речи, что создает основу

для описания восприятия звуков речи слушающим. Артикуляционный и аку-

стический подходы рассматривают фонетические единицы как материаль-

ные, но вне непосредственной связи с процессом человеческого общения.

Когда же выявляется роль фонетических явлений в процессе обмена инфор-

мацией, то возникает необходимость описания единиц фонетики в функцио-

нальном аспекте, или фонологическом. Рассмотрение звуков с этой точки

зрения позволяет выяснить социальную значимость фонетических фактов. 17

При этом важно понимать, что все эти аспекты тесно связаны и взаимообу-