Пожарные рукава делятся на три основных вида: напорно-всасывающие, всасывающие и напорные.

Всасывающие и напорно-всасывающие - это рукава, которые эксплуатируются в комплекте оснастки пожарных машин, используются для забора и нагнетания различных жидкостей, масел, топлива, газов.

Напорные рукава - используются для транспортировки и подачи воды под избыточным давлением, применяются для оснащения пожарных машин или для комплектации пожарных кранов в зданиях общественного пользования.



Производственная маркировка пожарных рукавов

Маркировка всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов содержит:

  1. Название производителя продукции или его товарный знак;
  2. Класс пожарного рукава:
    • Класс Б - предназначен для работы с такими веществами как бензин, дизельное топливо, керосин, масла с нефтяной основой;
    • Класс В - используется для работы с загрязненной (технической) водой;
    • Класс Г - необходим для работы с различными газами;
    • Класс КЩ – потребуется для работы со слабыми растворами различных неорганических кислот и щелочей;
    • Класс П -для работы с веществами пищевыми (пиво, молоко, вино, питьевая вода, и др.)
  3. Группу:
    • Всасывающие рукава пожарные ;
    • Напорно-всасывающие рукава пожарные .
  4. Диаметр, мм;
  5. Давление (рабочее), МПа;
  6. Длину, м;
  7. Дату изготовления изделия: месяц (квартал) и год;
  8. Обозначение стандарта (указание ГОСТа);
  9. Штемпельную отметку технического контроля.

Производственная маркировка напорных рукавов информирует о следующем:

  1. Название производителя изделия или его торговый знак;
  2. Тип напорного рукава;

    В зависимости от назначения комплектации:

    • (РПМ) - для оснащения пожарных машин;
    • (РПК) - для оснащения пожарных кранов: (РПК-Н)- наружных и (РПК-В) - внутренних.
    В зависимости от материалов конструкции изделия:
    • (Д) – рукав, имеющий двухстороннее полимерное покрытие;
    • (П) – рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию и пропитку каркаса;
    • (В) – рукав, имеющий внутреннюю гидроизоляцию.

  3. Диаметр, мм;
  4. Давление (рабочее), МПа;
  5. Длину рукава, м (только для рукавов типа РПК);
  6. Специальное исполнение (при его наличии). По стойкости к различным внешним воздействиям различают пожарные рукава общего и специального исполнения.

Рукава специального исполнения, в свою очередь, делятся на:

  • (И) – Износостойкие рукава ;
  • (М) – Маслостойкие рукава , обладающие повышенной стойкостью к воздействию различных масел и нефтепродуктов;
  • (Т) – Термостойкие рукава , обладающие повышенной огнеупорной стойкостью при контакте с горячими поверхностями. Отдельно хочется сказать о перколированных пожарных рукавах, которые представляют собой подгруппу термостойких рукавов. Перколированные рукава обеспечиваются термостойкостью благодаря увлажнению всей длины их наружной оболочки огнетушащими веществами (водой, пенообразователями и т.п.) транспортируемыми под давлением. Назначение перколированных напорных рукавов заключается в тушении пожаров, когда необходима прокладка пожарных рукавов по поверхностям, разогретым до значительных температур (тлеющим углям, торфяникам и т.п.)
Климатическое исполнение, для эксплуатации в районах:
  • категория размещения 1 (ТУ1) – тропический и умеренный климат;
  • категория размещения 1 (У1) – умеренный климат;
  • категория размещения 1 (УХЛ1) – умеренный и холодный климат.
7. Дату изготовления изделия(месяц, год).

Если у вас возникли вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам.


Маркировка должна наноситься способом, который обеспечит сохранность и читабельность надписей в течение полного срока эксплуатации.

Как Вы можете убедиться, маркировка пожарных рукавов несет в себе очень важную информацию об условиях их эксплуатации и хранения. Обратите внимание - изделия зарубежных производителей не всегда отвечают отечественным ГОСТам.

Недостаточная информированность относительно особенностей применения пожарного инвентаря может обернуться трагедией.

Отдельно о латексированных рукавах:


Внутренняя гидроизоляционная камера рукава изготовлена из натурального латекса, что позволяет получить гладкую водоотталкивающую поверхность внутри рукава. Это помогает уменьшить сопротивление и увеличить скорость потока воды и напор. Гидроизоляционная камера образуется после нанесения слоя латекса на внутреннюю поверхность рукава. В некоторых случаях, пропитывается латексом и наружный защитный каркас.


  • Рукав пожарный напорный с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса "Латексированный" для комплектации пожарных машин, с условным проходом DN 50, 65, 80 (номинальный внутренний диаметр 51, 66, 77 мм) на рабочее давление 1,6 МПа, общего исполнения, климатического исполнения У1.

  • Выпускается серийно в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 0064490) по ГОСТ Р 51049-2008. ТУ 8193-019-00323890-96.

  • Рукав предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние под давлением.

  • Рукав "Латексированный" , имеет непревзойденное преимущество перед рукавами других типов за счет технологии и компонентов используемых при его изготовлении.

  • При подготовки рукава к процессу "Латексирования" изготавливается чехол повышенной прочности, а плотность нитей каркаса настолько велика, что чехол уже на стадии подготовки способен держать давление. В дальнейшем происходит пропитка каркаса Ревультексом, что придает чехлу дополнительную защищенность и повышает показатели технических характеристик, а также увеличивает агдезию с внутренней камерой за счет использования однородных составов.

  • В процессе изготовления рукав проходит многоступенчатую проверку технологическим давлением, что обеспечивает полное отсутствие брака.

  • Рукав изготовляется только из натурального высококачественного латекса "LR REVULTEX" и это обеспечивает ровную водоотталкивающую поверхность внутри рукава.

  • Для отсутствия слипания и увеличения срока хранения рукава внутренняя полость рукава обрабатывается тальком.

  • По технологии изготовления "Латексированный" рукав и камера изготавливается только красного цвета, что является отличительной чертой "Латексированного" рукава. Любой пожарный рукав белого цвета, не имеющий пропитки, а также рукав с простановками, не может быть "Латексированным".

  • Рукав поставляется в скатках по 20 метров согласно ГОСТ Р 51049-2008 с допуском до +/- 1метра.

  • Рукав с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса "Латексированный" изготавливается только в исполнение для пожарной техники - ПТ и рассчитан для работы под давлением до 1,6 Мпа - для диаметров 51,66 и 77 мм, а для диаметра 150мм рабочее давление составляет 1,2МПа.

  • За счет пропитки каркаса рукав обладает повышенной стойкостью к истиранию и увеличенным сроком эксплуатации..

  • Рукав предназначен для использования с самых тяжелейших условиях эксплуатации и входит в комплектацию пожарных расчетов, ставится на специальные противопожарные автомобили.

  • По согласованию с заказчиком рукав может поставляться как в скатках без сбора, так и укомплектованные соединительными головками "Богданова" и ручными стволами.

  • Приобретая рукава в нашей организации вы можете быть уверенны, что покупаете качественную продукцию от производителя, а не контрафакт.
  • Пожарные рукава и пожарная арматура являются основными элементами комплекта пожарно-технического вооружения, предназначенного для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. Его использование позволяет формировать насосно-рукавную систему пожарного автомобиля (мотопомпы) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ. Пожарные рукава и рукавная арматура являются наиболее часто используемым оборудованием. Знание их технических характеристик, устройства и способов эксплуатации позволит повысить эффективность использования насосно-рукавных систем пожарных автомобилей (мотопомп) при ликвидации пожаров.

    Пожарные рукава

    Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

    Классификация пожарных рукавов

    Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис. 2.17).

    Рис. 2.17. Схемы забора и подачи воды:

    а – от цистерны пожарного автомобиля; б – от открытого водоисточника; в – от водопроводной сети; 1 – магистральная рукавная линия; 2 – разветвление трехходовое; 3 – рабочая рукавная линия; 4 – ствол пожарный ручной; 5 – всасывающий рукав; 6 –напорно-всасывающий рукав; 7 – рукавный водосборник; 8 – рукав напорный для работы от гидранта

    Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными . В случае использования открытых водоисточников (рис. 3.1, б ) для забора воды используют всасывающие рукава 5 . При заборе воды из водопроводной сети (рис. 3.1, в ) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8 .

    При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8 . В случае недостаточного напора она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6 .

    Всасывающие рукава. Пожарные рукава жесткой конструкции, по которым вода отбирается из водоисточника с помощью пожарного насоса, называются всасывающими.

    Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы:

    1) всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников;

    2) напорно-всасывающие – для работы под давлением и при разрежении.

    Устройство всасывающих рукавов показано на рис.2.18. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3 , двух текстильных слоев 2 и 6 , проволочной спирали 4 , промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1 .

    Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.

    Рис. 2.18. Конструктивное исполнение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов:

    1 – наружный текстильный слой; 2, 6 – текстильный слой; 3 – внутренняя резиновая камера; 4 – проволочная спираль; 5 – промежуточный резиновый слой; 7 – головка соединительная всасывающая

    На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.

    Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл. 2.6.

    Таблица 2.6

    Параметры

    Размерность

    Условный проход (DN)* всасывающего и напорно-всасывающего рукава

    Внутренний диаметр рукава

    Рабочее давление всасывающих рукавов, не менее:

    Рабочее давление напорно-всасывающих рукавов, не менее:

    Вакуумметрическое давление

    Минимальный радиус изгиба

    *Условный проход (DN) – параметр, переименованный для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей, соединений трубопроводов и арматуры.

    Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 м. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.

    Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие возможных внешних повреждений или дефектов и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме.

    При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой с краном для выпуска воздуха. Рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Давление в испытываемом рукаве повышается до нормального значения (см.табл.2.7).

    Таблица 2.7

    При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали.

    При испытании рукава на герметичность при разрежении, его в течение 3 мин выдерживают под вакуумом 0,08 МПа. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

    Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

    В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис. 2.19.

    Классифицируются пожарные напорные рукава и в зависимости от условного прохода и рабочего давления (табл.2.8).

    Таблица 2.8

    По стойкости к внешним воздействиям напорные рукава подразделяются на рукава общего исполнения и специального исполнения (табл. 2.9).

    Таблица 2.9

    Конструкция напорного рукава состоит из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя или пропитки. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.д.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90 о. Продольные нити называются основой , а поперечные – утком .

    Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

    Рис. 2.19. Классификация пожарных напорных рукавов

    При использовании в различных климатических зонах напорные рукава могут быть трех видов. Исполнения ТУ1, рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от -30 0 С до +40 0 С. Исполнения «У1», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от –50 0 С до + 50°С и исполнения «УХЛ1» и рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 60 до + 50 °С.

    На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной (20±1) м, с условным проходом 25,40,50,65,80,90, 150.

    Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, способностью сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым. Кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.

    Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.

    Напорные рукава с армирующим каркасом из нитей химических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис. 2.19).

    Устройство напорного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса, показано на рис. 2.20. Такой рукав имеет армирующий каркас 1 , выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1 , предварительно смазанного резиновым клеем 3 , и вулканизируется паром под давлением 0,3 – 0,4 МПа при температуре 120 – 140 °С в течение 40 – 45 мин. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

    Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса (рис. 2.21).

    Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционное покрытие 2 . Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3 , выполняя функцию защитного покрытия.

    Конструкция напорного рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием каркаса показана на рис. 2.22. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

    Внутреннее гидроизоляционное покрытие 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие 3 предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

    Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в ГОСТ Р 51049, некоторые из них представлены в табл. 2.10.

    Таблица 2.10

    Параметры

    Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники

    Рукава на рабочее давление 3,0 МПа

    Условный проход DN

    Внутренний диаметр рукава

    Рабочее давление

    Разрывное давление, не менее

    Масса рукава длиной 1 м, не более

    Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия, не менее

    Пожарные напорные рукава условным проходом 65 для прокладки магистральных линий (см. рис. 2.17), а условным проходом 65 и менее – для прокладки рабочих рукавных линий.

    Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.

    В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости его внутренней поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления S p , указанные в табл. 2.11.

    Таблица 2.11

    Потери напора в магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

    h м.р.л = N p S p Q 2 , (2.3)

    где S p – коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл. 3.3); Q – расход воды в магистральной линии, л/с; N p – число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяем по формуле

    N p = 1,2 L / 20, (2.4)

    где L – расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.

    Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов S p и расхода Q подаваемой воды. Так, предельную длину магистральной рукавной линии, м, определяем по формуле

    l пр = , (2.5)

    где Z м – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Z пр – наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м.

    Расход воды Q , л/с

    Потери напора в рукаве длиной 20 м h p , м

    Рис. 3.7. Зависимость потерь напора в одном рукаве длиной 20 м от расхода протекаемой воды:

    1 – условный проход рукава 80 (диаметр 77 мм); 2 – условный проход рукава 65 (диаметр 66 мм)

    Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл. 2.10), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис. 2.23 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии длиной 20 м от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.

    Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис. 2.24). Из анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и пропиткой каркаса. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из таких рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.

    Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.

    Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм используется проволока диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям при испытательном давлении, указанном в табл.2.12.

    Рис. 2.24. Зависимость коэффициента теплопроводности материала рукавов от температуры окружающей среды: 1 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон и внутренним гидроизоляционным покрытием из резины; 2 – напорный рукав из нитей натуральных волокон без внутреннего гидроизоляционного покрытия; 3 – напорный рукав с каркасом из нитей химических волокон, внутренним гидроизоляционным покрытием из латекса и пропиткой каркаса латексом

    Температура окружающей среды, ° С

    Коэффициент теплопроводности , Вт/(мград)

    Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава, испытывают после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев при давлениях, указанных в табл.2.12.

    Таблица 2.12

    После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, рукава испытывают на герметичность под давлением, указанным в табл.2.13.

    Самым простым средством тушения пожара была и остаётся вода.

    Транспортировка воды или раствора пенообразователя к очагу возгорания осуществляется при помощи пожарных рукавов .

    Это было и есть наиболее используемое вспомогательное средство пожаротушения.

    Виды

    Пожарные рукава классифицируются по месту применения :

    • Всасывающие – подводят воду из естественного водоёма или открытого источника к насосу или помпе. Это изделие из резино-тканевого материала с металлическим каркасом внутри.
    • Напорно-всасывающие – транспортируют огнетушащие средство как из водоёма, так и из трубопровода.
    • Напорные – подают воду под высоким давлением на большие расстояния. Производятся из капронового материала с полиуретановым или латексным покрытием.

    Длина пожарного рукава в зависимости от вида может быть от 4 до 20 м. Напорные пожарные рукава имеют большую длину, чем всасывающие. Диаметры пожарных рукавов колеблются в диапазоне от 19 до 150 мм в зависимости от их вида.

    По назначению делятся для использования на:

    • передвижной технике;
    • постах пожаротушения внутри здания;
    • наружных постах.

    ГОСТ на рукава пожарные напорные, всасывающие и напорно-всасывающие устанавливает для них технические требования.

    Производители пожарного оборудования должны строго соблюдать требования ГОСТ.

    Материалы

    Производят пожарные рукава (см. фото) из разных материалов. Внутренняя поверхность покрывается латексом, ПВХ или полиуретаном .

    Для напорных рукавов используют капроновые, лавсановые материалы . Это прочные, износостойкие ткани с отличными водоотталкивающими характеристиками. Они имеют высокую стойкость к перепадам температур и воздействию агрессивной среды. После эксплуатации не нуждаются в просушке.

    Всасывающие рукава производят из льня, пеньки . Недостаток состоит в том, что сквозь них влага просачивается наружу. Но, в тоже время, за счёт увлажнения внешней стенки они приобретают большую термостойкость.

    Испытание пожарных рукавов

    Пожарные рукава проверяют в следующих случаях :

    • новые изделия;
    • после проведения ремонта;
    • в случае воздействия агрессивной среды (кислоты, нефтепродуктов и т. п.);
    • после применения на пожаре.

    Оборудование проходит испытание на герметичность и гидравлическое давление. Результаты заносятся в журналы, оформленные согласно инструкции. Каждый рукав должен иметь карту , в которой помимо результатов испытаний указаны технические характеристики пожарного рукава.

    Где купить

    НТО «Берег» – неоспоримый лидер на рынке пожарного оборудования, производит все виды пожарных рукавов и соединительную арматуру. Пожарные рукава НТО «Берег» предназначены для разных условий эксплуатации. Каталог компании предлагает большой выбор напорных, всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, изготовленных на современном оборудовании.

    Качественное оборудование, пожарные рукава и рукавная арматура в широком ассортименте представлена одним из ведущих поставщиков – Группой Компаний «Русарсенал» . Основное направление деятельности компаний – производство пожарных рукавов.

    Качественные напорные пожарные рукава производит одно из старейших предприятий Западной Сибири ОАО «Рукав» .

    Производством и поставкой пожарного оборудования занимается «Ростовская Пожарная компания» . Пожарные рукава всех видов можно заказать онлайн на сайте компании.

    ООО «Партнёр» производит и продаёт пожарные рукава. Кроме того, компания является дилером многих предприятий-изготовителей противопожарного оборудования.

    Все отечественные компании , занимающиеся производством пожарных рукавов , выпускают качественную продукцию, полностью сертифицированную и имеющую гарантию .

    Предотвращение возникновения пожара, является одним их главных факторов безопасности труда. На предприятиях и учреждениях должен находиться специально оборудованный пожарный шкаф с огнетушителем, пожарным рукавом и пожарной арматурой для тушения очага возгорания.

    Как выбрать беруши для сна? Смотрите .

    Подача различного вида огнетушащего состава аварийно-спасательными подразделениями МЧС была бы просто невозможно без пожарных рукавов. Пожарные рукава это неотъемлемый элемент пожарно-технического оснащения любого подразделения.

    Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный при эксплуатации в расчете пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками.

    С помощью пожарных рукавов пожарные могут транспортировать воду, порошок в любую необходимую точку чрезвычайной ситуации и пожара.

    По своей сути пожарные рукава это тот же трубопровод (сухотруб) с , только гибкий, по этому эму также свойственны потери напора (который обязательно необходимо учитывать) и другие законы применимые в гидравлике. Но сейчас не об этом.

    На сегодняшний день в странах СНГ присутствует три вида пожарных рукавов, а именно (подробнее по клику):

    • всасывающие;
    • напорно всасывающие;
    • напорные.

    Всасывающие

    Всасывающий пожарный рукав это рукав более жесткой конструкции целевое применение, которого практически ни чем не отличается от напорно-всасывающих рукавов.

    Предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и транспортирование ее для пожаротушения.

    Отличаем всасывающих рукавов является более усиленная конструкция рукава, который состоит из:

    • внутренней резиновой камеры;
    • двух текстильных слоев;
    • проволочной спирали;
    • промежуточного резинового слоя и внешнего текстильного слоя.

    Длина всасывающих пожарных рукавов также как и напорных является стандартной и зависит от конструктивных особенностей пожарных автомобилей, вследствие чего длинна всасывающего рукава (напорно-всасывающего) составляет 4 м.

    Данный тип рукавов располагается в пеналах на крыше АЦ (что характерно для отечественных автомобилей), на современных зарубежных марках, а также некоторых отечественных пеналы уже располагаются непосредственно на уровне насосного отсека, что намного удобнее.

    Напорно-всасывающие

    Напорно-всасывающие рукава предназначены для забора воды из водоисточников, и другим систем противопожарного водоснабжения с помощью пожарного насоса и транспортирования для нужд пожаротушения.

    Так как для забора воды в полости рукава необходимо создать вакуум, основной конструктивной особенностью данного типа пожарных рукавов является наличие металлического каркаса из стальной проволоки покрытой грубым текстильным кожухом.

    Напорно-всасывающие рукава производятся диаметром от 50 до 200 мм. Рукава меньшего диаметра

    Так как рукава имеют жесткую конструкцию и достаточно большой диаметр для более качественного их соединения между собой и патрубком автомобиля необходимо использовать ключи типа К-80, К-150, где значение соответствует диаметру условного прохода рукава.в основном используются для перекачки специальных жидкостей, таких как пенообразователь, масла и т.п.

    Напорные

    Название «напорные пожарные рукава» говорит само за себя (так в принципе и со всеми другими рукавами), то есть это рукава, по которым непосредственно подают огнетушащий состав к пожарному стволу (под давлением порядка 2-8 атмосфер) и далее на тушение через .

    Другими словами определение звучит так – предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением для пожаротушения.

    Напорные пожарные рукава это наиболее распространенный вид пожарных рукавов, так как такими рукавами в обязательном порядке укомплектовываются пожарные автоцистерны, пожарные поезда и корабли, пожарные кран-комплекты и они нашли свое широкое применение и в других сферах деятельности человека.

    Как было сказано напорные пожарные рукава располагаются в АЦ предварительно смотанные в одинарную или же двойную скатку, есть варианты хранения на специальной катушке.

    Классификация

    по видам

    по материалам изготовления

    Как и все техническое оборудование, и аварийно-спасательный инструмент напорные пожарные рукава должны соответствовать ГОСТу.

    Согласно нормативным документам напорные пожарные рукава должны классифицироваться по:

    Стойкости к внешним воздействиям:

    • износостойкие (И);
    • маслостойкие (М);
    • термостойкие (Т).

    Климатическому исполнению для эксплуатации в районах с:

    • тропическим;
    • умеренным (-40˚С до + 45˚С);
    • холодным климатом (-50˚С до + 45˚С).

    Эксплуатация

    Включает в себя следующие мероприятия:

    • постановка на вооружение пожарных частей и комплектации пожарных кранов;
    • применение в работе при тушении пожаров;
    • техническое обслуживание;
    • ремонт;
    • хранение.

    Дополнительный материал:

    Тактико-технические характеристики

    Рукава пожарные – предназначены для транспортирования ОТВ под избыточным давлением. Рукава пожарные делятся на три следующих вида:

    • напорные, 20 м (Диаметр: 51, 66, 77, 89, 150 мм);
    • всасывающие, 4 м – для забора воды из откр. водоисточника (диаметр: 125 мм);
    • напорно-всасывающие, 4 м – для забора воды из ПГ (диаметр: 77 мм).

    Из таблицы вы узнаете справочные данные: пропускную способность, емкость и объем рукава, сопротивление, потери напора, рабочее и испытательное давление, массу (вес), расходы и скорость движения воды.

    Таким образом, и техническое исполнения рукавов будет разное. Напорные рукава 70-80 годов XX ст изготавливались из льна, что конечно очень было неудобно, так как их обязательно было необходимо просушивать, они очень тяжело ремонтировались и были достаточно тяжелыми и не компактными.

    На сегодняшний день напорные рукава изготовляют из многослойных синтетических материалов (лавсан, капрон) с прорезиненной подложкой, также с внешней стороны рукава покрывают специальными износостойкими полимерными покрытиями.

    На в основном используют рукава диаметром 38,55,66,77,89,150 мм.

    Стандартная длинна напорного рукава составляет 20 м.

    В напорных пожарных рукавах одним из наиболее важных параметров является пропускная способность рукава, которая будет зависеть от диаметра в первую очередь, а также объем самого рукава.

    Вопрос: сколько литров воды в рукаве смотри таблицу:

    Вопрос: какая пропускная способность рукавов смотри таблицу

    Учитывать пропускную способность рукава очень важно, при организации пожаротушения, так как от этого будет зависеть необходимая интенсивность подачи огнетушащих средств в очаг возгорания.

    Обозначения на пожарных рукавах

    На рукава, поступившие в пожарную часть, наносят дополнительную маркировку их принадлежности к пожарной части. На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе – порядковый номер рукава.

    Порядок маркировки

    Рукава пожарные напорные «Стандарт» – предназначены для передвижной пожарной техники с целью подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние под давлением. Рукава пожарные Стандарт отличаются от рукавов пожарных Универсал своей морозостойкостью до -55°С.

    Рукава «Технолен» , применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа, морозостойкие, износостойкие, ремонтопригодные с резиновой внутренней камерой.

    Рукава латексированные (рукав латексный) с внутренним гидроизоляционным слоем, произведенным из натурального латекса, применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа.

    Пожарные напорные рукава прорезиненные «Армтекс» (двухстороннее полимерное покрытие) предназначаются для передвижной пожарной техники и мотопомп, с рабочем давлением до 1,6 МПа, подача воды и водных растворов пенообразователей с водородным показателем рН=7-10. под давлением в на расстояние в интервале рабочих температур от минус 400С и в районах с умеренным климатом (исполнение У). Повышенная износостойкость, устойчивость к агрессивным средам (масло, бензин).

    Предупреждение свищей в рукавных линиях

    Для временного устранения течи, в местах повреждения напорных пожарных рукавов, во время тушения пожара, необходимо оборудовать рукава находящиеся в боевом расчёте двумя манжетами длинной 25-30 см. (отрезки рукава того же диаметра).

    Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.

    При расчете напора принимаются следующие потери: по 1-й атм. на разветвления; по 1 атм. на 10 м по высоте (жилой дом – 3 этажа); по 1 атм. на 100 м по горизонтали.

    Дополнительный материал

    Пожарный рукав представляет собой трубопровод с гибкой конструкцией, служащий для транспортировки воды и прочих огнетушащих составов (пенный раствор, порошкообразная смесь). Он оснащается специальными соединительными головками. При тушении пожара необходимо учитывать возможные потери давления внутри элемента, в зависимости от расстояния до возгорания и прочих законов, характерных для гидравлики.

    Рукава этого типа функционируют по принципу непосредственной подачи рабочей смеси к основному пожарному стволу. Давление напора варьируется в пределах 2-8 атмосфер. Напорные рукава наиболее распространены, так как ними снабжаются все пожарные автомобильные, поездные и корабельные цистерны. Также элементы нашли широкое применение и в хозяйственной деятельности.

    Хранение и транспортировка осуществляется посредством одинарной или парной скатки на специальной катушке. Краткая классификация:

    • Модели с армирующим натурально волокнистым каркасом (лен, джут).
    • Варианты с чехлом из синтетических материалов (прорезиненное покрытие, латекс, полимер).

    Указанные изделия проходят ряд проверок и соответствуют ГОСТУ. Раз в 6 месяцев необходимо проводить перемотку всех пожарных рукавов .

    Напорно-всасывающие версии

    Рукава подобной конфигурации служат для забора жидкости из гидрантов и источников. Для создания вакуума используется насосный агрегат. К особенностям приспособлений относится наличие каркаса из стальной проволоки с прочным текстильным чехлом.

    Диаметр изделий всасывающего напорного типа - от 5 до 20 см. Для качественного соединения отдельных отрезков между собой или рабочим патрубком цистерны, требуется применение ключей К-80 и К-150. Это обусловлено высокой жесткостью и большим размером элементов. Предназначение - перекачка пенообразователя, масла и прочих специальных жидкостей.

    Всасывающие варианты

    Всасывающие пожарные рукава конструкционно схожи с предыдущим аналогом. Отличительной чертой является усиленная конструкция, включающая в себя:

    • Внутреннюю камеру из резины.
    • Пару слоев из текстиля.
    • Проволоку в виде спирали.
    • Промежуточную резиновую и наружную текстильную прокладку.

    По длине рассматриваемые модификации не отличаются от других стандартов. Показатель зависит от особенностей пожарного транспорта, составляет 4 метра. Месторасположение - специальный отсек-пенал в верхней части автоцистерны либо на уровне насосного отдела, что несколько удобнее при эксплуатации.

    Классификация

    Рукава типа «универсал» используются на внутренних гидрантах и переносных помпах. Модели «стандарт» подходят для подачи специальных растворов под давлением. Вариант «технолен» ориентирован на передвижную технику и моторизованные помпы с рабочим давлением до 1,6 МПа. Они отличаются устойчивостью к износу и низкой температуре.

    Латексные рукава оснащаются внутренней гидроизоляцией, применяются для транспортировки жидкости под усилием не более 1,6 МПа. Прорезиненные модели типа «Армтекс» с двойным полимерным покрытием используются пенообразователей с водородным параметром рН от 7 до 10 единиц.