Рай изгнание. Адам Ева грехопадение. Рождество страсти Христовы...
Библейские сюжеты. Адам и Ева
Адам и Ева (Бытие, глава 3)

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре и на фресках соборов, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения.


Адам и Ева
1509-1511 год. Станца делла Сеньятура, Ватикан.

Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой. По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом.

Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса.

Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным правилам (канонам). Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды.

В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты).

На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом.

Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая.


Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.


Фра Беато Анджелико. Благовещение. Фрагм. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей.

Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха.

Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения? Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур.


Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря. 1432

Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти.

Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось.

Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур. Произведение, о котором мы поговорим далее, создано примерно в то же время, что «Благовещение» и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.

В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете.

Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени.


Иероним Босх "Воз сена" (триптих)


Иероним Босх. "Сад земных наслаждений" (триптих)


Иероним Босх «Страшный суд» (триптих)

На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая.

В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря «Сад земных наслаждений». Ок.1504 г

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого.

В «Возе сена» прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями.

В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец.

Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории.

В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность.


Грехопадение. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.


Микеланджело. Грехопадение. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер.

Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения.

Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева».


Гравюра А. Дюрера «Адам и Ева» 1504 года

В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.


Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность.

Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна...


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего просто людей со всеми их грехами и добродетелями.

Список основных произведений

Картинная галерея, Дрезден.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.1531 г.

Государственные музеи, Берлин
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.1533 г.
Ян Госсарт. Адам и Ева. Нач.16 в.

Картиннная галерея Музея Академии художеств, Вена
Иероним Босх. Алтарь «Страшный суд». Ок.1504 г.

Картинная галерея Историко-художественного музея, Вена
Лукас Кранах Старший. Рай. 1530 г.
Гуго ван дер Гус. Грехопадение. 1468 г.
Ганс Мемлинг. Адам и Ева. В.п.15 в.

Музей изобразительных искусств, Будапешт
Ганс Бальдунг Грин. Адам.1520-23, Ева. 1525 г.

Национальная галерея, Прага
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1538 г.

Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх. Алтарь «Воз сена». Ок.1502 г.
Иероним Босх. Алтарь «Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.
Тициан Вечеллио. Грехопадение. Ок.1570 г.

Собор Св. Бавона, Гент
Ян и Губерт ван Эйк. Створки алтаря.1422-1432 гг.

Станцы делла Сеньятура, Ватикан
Рафаэль Санти. Фреска «Адам и Ева». 1509-1511 гг.

Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело Буонаротти. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая».1510г.

Галерея Уффици, Флоренция
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.1528 г.

Церовь Санта Мария Новелла, Флоренция
Филиппино Липпи. Фреска «Адам».1502 г.
Паоло Уччелло. Фреска «Первородный грех». 1432-36 гг.

Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Томмазо Мазаччо. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая». 1428 г.

Галерея дель Академиа, Венеция
Якопо Тинторетто. Адам и Ева.1550 г.

Марина Аграновская

Хотите узнать Как нарисовать Адама и Еву карандашом поэтапно, сделайте несколько простых шагов.


Шаг 1. Давайте начнем с рисования руководящих принципов и форм для каждого человека в этом уроке. Вам нужно будет нарисовать голову гидов, туловище и бедра направляющие, затем ничья в конечности руководящих принципов.

Шаг 2. Здесь вы определите фигуры Адама и Евы рожи так, то рисовать в начале части своего волосяного покрова. Для Адама вам нужно будет нарисовать в ухо и Еву вы должны эскиза в форму ее шеи.

Шаг 3. Продолжить работу над Адамом и Евой. Вы будете в основном закончить их прически, которые также войдут в их головы фигуры. Ева имеет длинные распущенные волосы, что также густой и волнистой. Ничья в их простые лица, а затем переходите к шагу четыре.

Шаг 4. Давайте решать задачу набрасывать Адама и Евы органов. Начать с Адама и просто нарисовать контур тела, что почти в борту формы. Ева, ты привлечешь меньше рамка с песочных часов.

Шаг 6. Наконец, Вы будет набросать Адама и Евы ноги, затем эскиз в детализации Адаму колени, паховая область, и создать его мужской груди. Ничья в фиговые листочки и закончите. Стереть ошибки и рекомендации/формы.

Шаг 7. Прежде чем мы посмотрим, что законченный рисунок выглядит, Вам необходимо привлечь в гигантские яблони, что мужчина и женщина известный как Адам и Ева стоят рядом. Ничья в ветках, яблоки и землю в а.

Как известно всем любителям живописи, одними из самых популярных для изобразительного искусства европейского Средневековья и Ренессанса являлись библейские сюжеты, что неудивительно, как мне представляется, если учитывать следующие факторы:
- во-первых, для людей Средневековья религиозное сознание было едва ли не определяющим как в повседневной жизни, так и в творчестве;
- во-вторых, именно библейские сюжеты были наиболее понятны в это время для представителей любых сословий, поэтому не стоит сбрасывать со счетов стремление художников быть понятыми массами, да и популярными не только в аристократической, но и простонародной среде;
- в-третьих, многие живописцы работали по заказам Церкви, которая в условиях неграмотности абсолютного большинства своих прихожан, а также малопонятной мессе на мертвой латыни, стремилась донести до паствы суть христианской веры любыми способами, в том числе и посредством визуального ряда.

Это, кстати, характерно как для католической, так и для православной Церкви. Фресковая живопись в культовых сооружениях и той, и другой конфессии изобилует изображениями сцен ветхозаветной истории, Страстей Господних, деяний апостолов, Страшного Суда и т.д.

Я полагаю, будет интересно проследить, какие именно библейские сюжеты использовались художниками в их творчестве. И разумеется, в этом случае нужно начинать с Книги Бытия, с Акта Творения, с первых, согласно Библии, людей - Адама и Евы.

На шестой День Творения, согласно Библии (Быт., 1:24-31), Бог создал первых людей - Адама и Еву.
Основные сюжеты об Адаме и Еве в изобразительном искусстве можно условно разделить на несколько тем:

- Акт Творения;
- Пребывание Адама и Евы в Эдемском саду, то есть, в раю;
- Искушение;
- Изгнание из рая.


До эпохи раннего Возрождения в Акте Творения Бог, как правило, изображался как второе лицо Троицы - Иисус Христос, но в более поздних произведениях его соотносят с "патриархальным" типом Бога-Отца. Он вдыхает жизнь в ноздри Адама или простирает свою руку, чтобы передать ему жизнь своим прикосновением.

В сцене сотворения Евы Адам лежит на земле, поскольку Бог погрузил его в глубокий сон, а сам тем временем извлекает из него ребро. Хотя в Книге Бытия утверждается, что Ева была создана из ребра уже после того, как Бог вынул его и прикрыл это место у Адама (Быт., 2:21 - 22), существовало широко распространенное правило, согласно которому она изображалась выходящей из тела Адама в тот момент, когда он еще спит.


По другой версии, ее изображают полностью сотворенной, стоящей перед Богом в позе, выражающей почтение. Изредка художники изображали эту пару без пупков, подчеркивая этим их непорочное происхождение.

Эдемский сад.

В живописи художников Северного Возрождения изображалась буйная растительность в раю с длинными аллеями и лесными прогалинами. Южные мастера же стремились к изображению рая как оазиса в пустыне; его питают четыре реки, и он часто обнесен стеной. В раю обитают всевозможные животные, а Адам дает им имена (Быт., 2:19 - 21). Он может либо стоять над ними на возвышении, или же они проходят перед ним, а он тем временем записывает их имена в книгу.

Искушение.

Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла, но Змей, самый хитрый из всех Божьих тварей, соблазнил Еву, сказав: "Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт.,: 3: 5). Ева отведала плода и дала его Адаму, который также вкусил его. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт., 3: 7).

Обычно Древо познания добра и зла - это яблоня или фиговое дерево. Змей - искуситель изображается вьющимся вокруг ствола или стоит рядом с ним. У него может быть женская голова, а порой и торс (здесь очевидно влияние ближневосточных преданий о Лилит). Адам и Ева стоят у дерева, Ева держит плод или изображена в тот момент, когда пытается скрыть его или же, надкусив, предлагает его Адаму.


Изгнание из рая.

Бог проклял Змея: "Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах" (Быт., 3: 7). Ева за свое ослушание была осуждена в муках рожать детей и терпеть господство Адама. Наказанием Адаму было впредь трудиться в поле до самой своей смерти, добывая себе хлеб насущный. Бог обрядил их обоих в одежды из кожи и изгнал из рая, чтобы они не вкусили также от Древа жизни и не обрели бессмертия. И чтобы сохранить это Древо, Бог "поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся" (Быт., 3: 24).

В изобразительном искусстве Адам и Ева покидают Эдем обнаженными, прикрываясь руками, или же гирлянда из листьев обвивает их бедра; их лица выражают предельное горе и отчаяние. Изображается также ангел, выводящий их из рая, в руках которого меч или кнут.

Адам и Ева.

Адам (ивр. אָדָם‎ — Земля или человек) и Ева (ивр. חַוָּה‎, Хава — живущая или дающая жизнь) — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

В Пятикнижии приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение; изгнание из Эдема; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада.

«Адам и Ева»,диптих работы Дюрера

Адам и Ева в эдемском саду

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место
плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо
взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ


Jan Brueghel the Younger Creation of Adam


Piero della Francesca - Mort d"Adam

«Адам и Ева в саду Эдема», Лукас Кранах, 1530


Lucas Cranach.1536


Ева с гранатом.
Келер-Вилианди Иван Петрович

Pierre, Jean-Baptiste Marie - The Temptation of Eve


Expulsion of Adam and Eve (Alexandre Cabanel)

Сотворение

В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:

Грехопадение и изгнание из Эдема
Хендрик Гольциус. Грехопадение, 1616

Согласно первому варианту, прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами.

Согласно второму варианту, Бог вылепил человека (адам) из «праха земного» (адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.

«Грехопадение», картина Тициана

Тинторетто Якопо.Искушение Адама.1552

Змей же, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога.


Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» . Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Cornelis van Poelenburch - De verdrijving uit het paradijs

Потерянный рай

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки
своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы
охранять путь к дереву жизни.
(Быт.3:22-24)ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Жизнь после изгнания из Эдема

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына — Авеля. В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа.


Адам возделывает землю, а Ева нянчится с детьми.1897


Адам и Ева с детьми под деревом
Иванов Андрей Иванович


Cornelis van Haarlem - De eerste familie.1589

Адам и Ева на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков: первые люди изображены «с прикрытым срамом», одетыми в шкуры, то есть уже после грехопадения

1.«Сад земных наслаждений», левая створка триптиха Босха. Изображение последних трех дней творения мира
2.Hieronymus Bosch.

Hieronymus Bosch .The Garden of Earthly Delights..1480-1505

Традиционно изображение Адама можно встретить в четырёх иконографических схемах:

* Сотворение Адама
* Сотворение Евы
* Грехопадение
* Изгнание из рая

В трёх последних его сопровождает Ева. Кроме того, распространено изображение отдельно стоящих супругов, подчас на нейтральном фоне — иногда в формате диптиха, который было удобно использовать для створок алтарей. В зависимости от того, изображена пара до грехопадения или после, она может быть либо нагой, либо одетой. Как правило, Адам всегда изображен молодым, или мужчиной в расцвете лет. Более редким примером является изображаение Адама и Евы, трудящихся в поте лица после изгнания из Эдема.

В раннехристианских изображениях пара обычно изображалась целиком обнажёнными, без фиговых листков — если действие происходит в Эдемском саду, до грехопадения. Волосы Евы в этом случае длинны и роскошны. После изгнания из рая они изображаются одетыми, а волосы Евы имеют гораздо более скромный вид.

Наиболее известными изображениями Адама и Евы являются работы ренессансных мастеров — фрески Микеланджело в Сикстинской капелле и роспись Мазаччо «Изгнание из рая», а также произведение Альбрехта Дюрера.

William Blake .Erzengel Raphael mit Adam und Eva.1808

Lucas Cranach, Adam and Eve in Paradise

William Blake (1757-1827), Satan Watching the Caresses of Adam and Eve".1808

El primer beso Salvador Viniegra y Lasso de la Vega (1891)


Les Très Riches Heures du duc de Berry, Folio 25v - The Garden of Eden the Musée Condé, Chantilly.

Hans Thoma .Adam und Eva.1897

HarrowingBermejo.Christ Leading the Patriarchs to Paradise. Institute of Hispanic Art, Barcelona/ Methuselah, Solomon and the Queen of Sheba, and Adam and Eve lead the procession of the righteous behind Christ.1480

Johann Heinrich Füssli .Die Erschaffung Evas.1793


Man Made in the Image of God,1906

Meister Bertram von Minden


Meister des Marschalls von Boucicaut-Die Geschichte von Adam und Eva.1415

Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая - самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.


Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая - точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.


Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях - гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).


Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.


Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?


Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера - братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них - Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.
Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение - композиционное и смысловое - изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря - и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь - в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь - не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.


«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.


Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей - создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде" прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха - воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда - прямо в ад.


Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно - там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.


Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины - «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно - его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.


Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения - древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.