У рок русского языка в 5 классе « Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения).

Цель: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

Задачи:

    совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

    способствовать развитию ов самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению ировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

    содействовать формированию осознанного а к изучению русского языка.

Вид урока : урок актуализации знаний и умений .

УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская.

Оборудование: кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка, карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов.

Технологическая карта урока

Этап урока,

время

Учитель

Ученики

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, улыбнитесь друг другу и проверьте, готово ли ваше рабочее место к уроку: на столах обязательно должны лежать учебник, рабочая тетрадь, словарь, под ними дневник.

Ученики проверяют свои рабочие места, улыбаются друг другу, приветствуя. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Беседа с классом.

С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части?

А кто правит этой страной?

Почему ей дано такое право?

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. по необходимости корректирует работы на урока.

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л : , смыслообразование; П :моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р : , волевая саморегуляция; К : учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

III . Объявление темы и целей урока

В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).

Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают

по опорной схеме.

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

IV. Игра «Спрятанное слово»

Для чего необходимы имена существительные?

Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести

1) Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.

2) Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)

3) Синоним слова бескорыстие

4) Это слово имеет значение«соединение заметок, группа записей»

5) в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»

6) войсковое подразделение,состоящее первоначально из ста человек.

7) Синоним слов «работа, занятие»

8) Часть суток от захода до восхода солнца

Какие словари помогли мне подготовить данное задание?

Какое «спрятанное» слово получилось?

Какое оно имеет отношение к существительному?

Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)

Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.

Называют словари.

определяют слово «сущность»

Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).

П: , синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р : , ; К

V. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов)

Того, к кому мы идем в гости,нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет . У кого получилось?

Предъявляет образец, на основании которого необходимо зашитить свой проект.

Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку

На основе образца защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы, аргументируют ответы.

П: , синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового хар ера. Р: , ; К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации, осо приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VI Определение роли существительных в речи

Организует работу по выявлению роли существительных в речи.

Дается стихотворение:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

В художественной литературе часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для чего, какова его роль?

Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?

А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?

Выбирают способ , на котором будет основано учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух.

Выписывают имена существительные в тетрадях.

Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.

Правильный ответ: чайка – одушевленное

П: Р: ; К:

VII. Прием «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Организует работу на доске и в тетрадях.

Четыре ученика (работают у доски, определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными.

Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить.

А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.).

Остальные учащиеся – в тетрадях. (Проверяют окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме слова «труп».)

Выбирают способ , на котором будет основано учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух

Р: (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) (внесение необходимых дополнений и корректив в и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осо учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с ми и условиями коммуникации

IX. Творческая работа: составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли существительных

Групповая работа.

Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные? А в чем между ними разница? - Перед вами несколько фотографий с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими фот графиями.)

Какие имена собственные употребили? Для чего?

В нашем коллективном сочинении есть вступление, основная часть, но нет заключения.

Давайте вместе придумает концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.

Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное?

Выбирают задания , самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы

Сочинение записывается в тетрадях, существительные подчеркиваются как члены предложения. Делаются выводы.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

X. Игра «Четвертый лишний»

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза»характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными ми, оценивают свою и; К : учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать кон с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

XI. Обобщение знаний

(морфологический разбор)

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

Разбор слова «Поселок» (Предложение взято из коллективного сочинения).

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: ; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

XII .Рефлексия и домашнее задание

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? деятельность товарищей.

П : способов и условий действия, и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осо учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осо качества и уровня усвоения).

Орфографическая разминка

На карточках слова с разными орфограммами, а на обратной стороне проверочное слово)

На партах возьмите карточку розового цвета (на карточках слова разных частей речи)

Двигаясь по классу, общаясь друг с другом, вам надо создать группы.

Принцип построения вы выбираете сами.

Что объединяет эти группы? (глаг., сущ., прил. – части речи)

Какую часть речи мы изучаем?

Тема урока: Имя «Существительное» (Слайд 1)

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».

Лев Васильевич Успенский, русский писатель (обращаясь к портрету)(Слайд 2) говорил об этой части речи так: ««Имя существительное – это хлеб языка»

– Теперь, пожалуйста, подумайте, почему Л. Успенский так утверждал?

ВЫВОД:

Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных.. Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам

А сейчас мы попробуем убедиться в справедливости слов Л.Успенского

По опорным словам (слова, которые были на карточках) и картине «Зима» (Слайд 3 ) напишем сочинение-миниатюру на тему «Зима в лесу».

А чтобы вы себя представили в зимнем лесу, я включу музыку Чайковского «Времена года» Январь

Сигналом к окончанию работы, послужит окончание музыки.

Познакомьте нас со своей творческой работой

Представим, что из текста исчезли все имена существительные. Такой текст будет совершенно бессвязным, поскольку в предложениях устанавливаются связи и отношения именно между предметами.

Слава Успенского будут эпиграфом нашего урока

«Имя существительное – это хлеб языка».(Слайд 4)

Вспомним, что знаем о существительном.

На экране: (Слайд 5)

Закончите предложения:

Имя существительное – это __________, которая обозначает _________________ и отвечает на вопросы _______?,________?_.

Бывают одушевленные и ____________, собственные и ________________.

Существительные имеют ________ склонения ________. Изменяется по __________ , ___________ и _________.

В предложении являются _____________ и __________________________________________.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, события, явление природы и отвечает на вопросы кто, что? Бывают одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные.Существительные имеют 3 склонения,. Изменяется по числам и падежам. В предложении являются главными и второстепенными членами

– Вы вспомнили все, что знали о существительном.

4 . Определим скл. сущ. -Участники № 2 раздать по 1 листочку. Вам надо подобрать по одному слову 1- ого скл., Стол № 1 ,2,

Стол № 3,4 – слова 2 склонения

Стол № 5- слова 3 скл

Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

Положите на центр стола словом вверх.

Как только слово произнесено одним учеником, другие ученики не должны его повторять.

Так повторяем, пока не используете все листочки.

– Слова 1- ого склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 1-ое склонение?

– Слова 2- ого склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали во 2-ое склонение?

– Слова 3- его склонения нам прочитает стол № … , ученик под № … Объясните, почему эти слова попали в 3-е склонение?

На партах возьмите карточку голубого цвета (на карточках слова с безударными падежными окончаниями сущ., а на обратной стороне правильное написание слова с объяснением)

По моему сигналу встаньте, задвиньте стулья и начните передвигаться под музыку. Когда музыка остановится, найдите пару с другого стола и обсудите написание слова.

3 Работа с предложением

Самостоятельно записывают предложение под диктовку)

На берез… лежат пушистые шапки снега.

Задание: найти существительные, указать падеж)

– Как определить падеж существительного?

Чтобы определить падеж существительного, надо:

1)найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос;

2)по вопросу и предлогу определить падеж.

Перед вами на листочках тест по русскому языку «Имя существительное».

На обратной стороне листочка фамилия товарища, посмотрите, с кем у вас назначена встреча на … часов. Встаньте со своих мест и, встретившись с партнером на … часов, обсудите ваше задание, а в конце поблагодарите за работу.

Совпали ли ваши ответы с товарищем?

Сверить с образцом (Слайд 6)

Тест по русскому языку «Имя существительное».

1.Выберите имя существительное:

а) превосходный;

б) пишет;

в) я;

г) надёжность.

2. В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим:

а) дательном;

б) предложном;

в) творительном;

г) именительном.

3. Укажите словосочетание, в котором имя существительное имеет окончание

–е:

а) достал из речк…;

б) подарок для бабушк…;

в) отдыхал в деревн…;

г) причалил к пристан… .

Подведём итог урока.

Посчитайте, сколько баллов вы набрали и оцените свою работу в зависимости от количества набранных баллов.

Встаньте, задвиньте стульчики, подойдите в центр класса. На стенах мы видим таблички. Что написано? (пословицы) Прочитаем пословицы.

Не пером пишу, а умом.

Учёба и труд к победам ведут.

Тот шумит много, кто делает мало.

Ум хорошо, а два лучше

Подойдите к той пословице, которая характеризует вашу работу на уроке.

Посмотрите, как мы дружно работали, а увлекла нас какая часть речи? СУЩ.

Надеюсь, вы убедились в справедливости слов Л .Успенского,которые были нашем эпиграфом?

(ЧТЕНИЕ ХОРОМ) (Слайд 7)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Лебедева Ольга Николаевна

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное и его роль в речи.

Дата проведения: 15 .01.2014 г.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями).

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая, ИКТ, дифференцированное, здоровьесберегающая, игровая.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ресурсы для урока:

1. Ноутбук, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass;

2.Презентация к уроку.

3.Карточки для дифференцированной работы.

4.Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, Москва «Просвещение»,2013г.

5.Методическое пособие для учителя «Русский язык», Москва «ВАКО»,2013г.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I .Организационный момент.

Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Метапредметные (УУД )

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные :

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание;

II .Актуализация знаний

Цель этапа: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1.Чистописание.

Какая буква пропущена в словах?

Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?





Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

2.Тренинг «Расселение».

Разделите слова на 3 группы по определенным общим признакам. Смотреть, прекрасный, дерево, звезда, свистит, голубая, солнце, попугай, сильное.

По какому признаку вы разделили слова?

Какие слова отнесли к первой группе?

К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова?

Какие слова вы отнесли ко второй группе?

К какой части речи относятся эти слова?

На какие вопросы отвечают слова второй группы?

Какие слова вы отнесли к третьей группе?

К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности.


Проверка.

Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

Почему же вы допустили ошибки?

Запишите имена существительные в тетрадь.

Буква «о».

Нет. Словарные слова.

Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарные слова:огород, молоток, собака, горох, коньки, орех, солдат, овощи.

По частям речи.

Смотреть, свистит.

Глаголы. Что делать? Что делает?

Прекрасный, голубая, сильное.

Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое?

Дерево, море, солнце, луг.

Имена существительные Кто? Что?

Нет.

Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Записывают имена существительные в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

III .Постановка проблемы.

Цель этапа: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шабки и зонты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

Тема нашего урока:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Определять последовательность

действий на уроке; познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

Высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IV .Проектирование и фиксация нового знания.

Цель этапа: научить отличать имена существительные от других частей речи.

Что мы уже знаем об имени существительном?

У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».)



Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

Молодцы!

Прочитайте текст.

Стоит чудесный зимний... Падает лёгкий пушистый…. Деревья одеты в белые…. Вот пробежал испуганный…. Вдали видна яркая шубка рыжей….

Все ли понятно в тексте?

Почему?

Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?

Давайте вместе подберем слова.

Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4 предложениях?Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

Какое слово вставили в 3 предложение?

Какое слово вставили в 5 предложение?

На какой вопрос отвечает?

Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными членами предложения.

Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?

Имена существительные обозначают предмет.

Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Животные.

Времена года.

Явления природы.

Посуда.

Цветы.

Записывают слова в тетрадь.

Ответы детей.

Нет.

Пропущены слова и предложения не имеют смысла. -Вставить подходящие по смыслу слова.

Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах.

Подлежащими.

Шубки.

Во что?

Лисы.

Кого?

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные:

Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Выдвигать гипотезу;

Проводить сравнение и классификацию слов;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Делать обобщение;

Искать и выделять необходимую информацию;

Моделировать информацию;

регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

V .Физкультминутка.

Я называю имена существительные. Если оно отвечает на вопрос кто?, то хлопаете в ладоши, если что? – прыгаете.

Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака.

- Молодцы!

Дети выполняют подвижную физкультминутку.

VI . Первичное закрепление нового материала.

Цель этапа: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

Выпишите имена существительные.

Проверка.

Докажите, что это имена существительные.

Молодцы!

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Из данных слогов за 2 минуты вам нужно будет составить как можно больше слов, но эти слова должны быть только именами существительными. Выигрывает та группа, которая составит больше слов.

Молодцы! Все группы справились с заданием на отлично!

Записывают в тетрадь.

Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в группах.

Представитель от каждой группы зачитывает слова.

Запись слов в тетрадь под диктовку.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Работать по предложенному плану;

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

Ориентироваться в учебнике;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Уметь находить и выделять необходимую информацию;

Уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные:

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).

VII . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: организовать дифференцированную работу с последующей проверкой.

Перед вами лежат карточки, выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии-штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки-штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

Давайте проверим вашу работу.



Работают по индивидуальным карточкам.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.



В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять самоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Подведение итога урока.

Цель: подвести итог работы на уроке.

Над какой темой работали?

Какое задание понравилось?

Где будем использовать полученные знания?

Сегодня мы все хорошо поработали!

Работали над темой: «Имя существительное и его роль в речи»

Ответы детей.

личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание.

Дома, ребята, вам нужно будет составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? и что?

познавательные:

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Заместитель директора по УВР____________________________________/Подосинина Н.А./

С существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня вы расширите свои знания о существительном. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю вам путешествие. А что нужно, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться?

Каждый получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь.

Итак, первая остановка «Живое - неживое». Поговорим об одушевленности - неодушевленности существительных.

(Вызвать четверых учеников к доске. Они определяют, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп - одушевленными или неодушевленными)

Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла - существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить)

А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете - трупы.)
Вторая остановка - «Число».
На доске написано два ряда слов:
1) Молоко, сахар, чай…(употр. только в ед.ч)
2) Консервы, макароны, ножницы…(употр. только во мн.ч.)
- Пожалуйста, дополните ряды своими примерами. (У доски 2 человека, остальные работают в маршрутных листах)

Задание. Поставьте сущ. ед.ч. во мн.ч., обозначьте окончания:
Книга, жеребенок, крыло, окно, поле, инженер, лисенок, друг, конь, медвежонок, мастер.
Задание. Поставьте сущ. в ед.ч. и подберите к ним прилагательные. Например, котята - маленький котенок.
Окна, песни, мячи, ключи, облака, цыплята, деревья, мышата.
- Какие окончания могут быть у существительных во множ.числе?
- С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные во множ.числе?

Какой признак бывает трудно, а иногда невозможно определить у сущ-х во множ.числе?

Третья остановка - «Род»
У доски ученик выполняет задание:
Подберите антонимы к словам, определите их род:
Товарищ, день, неприятность, тепло, свет, юг, дружба, небо, жизнь .

Что мы знаем о роде существительного?

Физминутка.

Игра «Отдохни и подумай».

Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх, если это существительное мужского рода, разводите в стороны - если существительное женского рода, и ставьте на пояс - если существительное среднего рода.

дядя, озеро, отец, мать, снегирь, туман, растение, дочь, кино, поле, сестра, мышь, кафе (ср.р.), кофе (м.р.), окно, голова, обувь, море, рояль (м.р.)

Задание. Перед вами представлены нарицательные существительные. Ваша задача- подобрать к нарицательным собственные имена сущ-е.
Село, город, книга, фамилия, имя, отчество, деревня, океан, река, газета, фильм.
-Приведите примеры слов, которые могут быть и собственными и нарицательными.
Четвертая остановка «Склонение и падеж»

Что такое склонение?
-Как правильно определить склонение?
- Какие существительные относятся к I , II , III спряжению?
- Как определить падеж имени существительного?

Рассмотрим стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» Выпишите из него все существительные и определите их склонение и падеж.
-
С какой целью мы выполняли данное задание?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Гребенькова Наталья Валерьевна 3 класс Предмет: русский язык УМК «Школа России» Тема урока: Имя существительное Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Метапредметные Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Характеристика этапов урока

Этапы урока


1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка ».- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете, в чем трудность? Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах. 1.Слушать друг друга2.уметь уступать3.Уметь договариваться4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.