Система школьного образования несовершенна, поэтому все большее и большее распространение получает система хоумскулинга (homeschooling), которая также имеет названия home education (домашнее образование) или home learning (обучение дома). Как уже становится ясно из названия, такая система обучения ребенка предполагает его домашнее образование с помощью родителей или специально приглашенных педагогов. Несмотря на то, что до сих пор во многих развивающихся странах обучением детей занимаются родители, явление хоумскулинга подразумевает создание системы обучения, альтернативной общепринятой системе школьного образования, именно в развитых странах.

Но дело в том, что помимо хоумскулинга существует немалое количество других альтернативных систем обучения детей, которые получают все большее распространение в мире. В основе этих систем обучения лежат, с одной стороны, некоторые , с другой стороны, принцип полной противоположности формальному школьному обучению.

Что же это за системы обучения, и каковы их особенности?

Анскулинг

Это название происходит от английского «unschooling» (от «school» - «школа») и является одной из форм хоумскулинга, означая систему обучения ребенка, в основании которой лежит соблюдение интересов ребенка и его обучение без отрыва от повседневной жизни и семьи. Другими словами, это обучение ребенка как результат его собственной любознательности – когда он сам задает вопросы и сам ищет ответы на них в повседневной жизни. Важное отличие анскулинга от системы школьного образования в том, что анскулинг не подразумевает академических занятий в классах, коллективных или индивидуальных, а кроме того, не предусматривает наличия учителей или других лиц, выполняющих их функции.

Анскулинг не подразумевает полного отсутствия обучения – он, скорее, подразумевает отсутствие обучения по заранее заданной программе – того обучения, которое осуществляется в наших школах. Такая система обучения отрицает «искусственно» создаваемые условия обучения, а выступает за обучение без отрыва от реальной жизни, на основе интересов самого ребенка.

Нонскулинг

Это, наверное, наиболее радикальная система обучения детей, подразумевающая полное принципиальное отсутствие какого-либо участия родителей в процессе образования своего ребенка. Хотя, по сути, нонскулинг – это не система обучения, а просто провозглашение безделья ребенка, выражающегося в любой форме (будь то просмотр телевизора, игра в приставку или целый день, проведенный на прогулке) как особого стиля обучения.

Дескулинг

Название этой системы обучения происходит от английского «deschooling» («school» - школа и приставка «de» в значении «рас-»). Если перевести понятие «дескулинг» дословно – получится что-то вроде «расшкольнизация», то есть «распрограммирование» от опыта школьного обучения после ухода из школы. Исходя из этого, становится ясно, что по системе дескулинга могут обучаться только те дети, которые уже побывали в школе и отучились там какое-то время. Дескулинг же больше подразумевает именно психологические изменения – когда ребенок постепенно освобождается от формального школьного мышления и понимает, что ему интересно и чем он хочет заниматься на самом деле. Таким образом, дескулинг – это форма адаптации к нормальному окружающему миру, не стесненному школьными формальностями. Такая система обучения описывалась различными педагогами-приверженцами свободного обучения.

Школа дома (School-at-home)

Такая система обучения известна также как традиционный подход (The Traditional Approach) или структурированный подход (The Structured Approach). В принципе, система «Школа дома» довольно близка к традиционной школьной системе – она может использовать такие же учебники, что и в обычной школе, следуют определенной программе обучения, а ученикам также задаются домашние задания. Единственное отличие – обучение проходит дома.

Классическая система обучения

Классическая система обучения берет свое название в средневековой западной культуре и культуре Древней Греции. Особенность такой системы обучения в том, что она предусматривает разделение образовательной программы на две ступени (так же, как и в Древней Греции): начальную, когда преподаются грамматика, логика и риторика, и следующую, когда преподаются арифметика, музыка, геометрия и астрономия.

Unit study («изучение части»)

Такая альтернативная система обучения подразумевает изучение школьных предметов в связи с одной темой. Например, тема «Франция»: история – история Франции; география – географическое положение Франции и ее климатические особенности; изобразительное искусство – картины французских художников и других художников, изображающих Францию; литература – французская литература (Гюго, Дюма и т.д.) и отечественные писатели, чьи произведения связаны с Французской культурой (Толстой «Война и мир»); русский язык – написать диктант по какому-нибудь тексту из изучаемых на уроках литературы.

Система обучения по методике Монтессори

Эта альтернативная система обучения основана на естественном развитии ребенка и наблюдении за ним в естественных условиях. Главная цель этого метода, выраженная во фразе: «Помоги мне сделать это самому», – подтолкнуть ребенка к самообучению, саморазвитию, самоконтролю. Таким образом, учитель не дает готовые решения, а лишь направляет самостоятельные действия ребенка. В обучающих пособиях, написанных по , предусмотрена возможность самоконтроля для ученика. Кроме того, группы, в которых происходит обучение по методике Монтессори, предусматривают наличие разновозрастных детей – чтобы старшие помогали младшим.

Система обучения Шарлоты Мейсон

Шарлота Мейсон, которую часто называли «основательницей движения за домашнее обучение», работала в Англии на рубеже 19-20 веков. Главным в образовании она считала не подготовку к сдаче экзаменов и поступлению в престижный вуз, а саму атмосферу реальной жизни, стимулирующую естественное развитие ребенка. Система обучения Шарлоты Мейсон предполагала помощь детям в определении своего места в мире и того, чем они должны заниматься.

Но начиная с 20-х годов 20 века, популярность этой системы обучения плавно сошла на нет, так как в обществе появились совершенно другие идеи, способствующие, прежде всего, подготовке квалифицированных рабочих – и, следовательно, и влекущих за собой большее количество проверочных экзаменов.

Вальфдорская система обучения

Эта система обучения предусматривает, прежде всего, предоставление обучающемуся возможностей для развития в собственном темпе, а также стимуляцию фантазии ребенка. Все учебные пособия не имеют готовых форм, напротив, они максимально приближены к натуральности – и даже создаются, в большинстве своем, из натуральных материалов – для дополнительной стимуляции фантазии ребенка.

Осуществление развития детей в собственном темпе происходит с учетом их психофизиологических особенностей: например, когда у детей формируется представление о том, что такое государственность (в 6 классе), целесообразно начать изучение истории Римской империи. А когда ребенок входит в стадию полового созревания (7 класс) – можно начать изучение периода Средневековья – с ярко выраженной мужественностью рыцарей и женственностью дам.

Наибольшее внимание уделяется духовному и творческому развитию детей. На всех этапах обучения материал, который проходится в течение дня, делится на три части: духовную (преобладает активное мышление), душевную (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практическая (направленная на развитие творческого мышления – занятия рисованием, лепкой, шитьем и т.д.). Кроме того, все занятия в течение дня подчинены одной тематике – например, если сегодня изучают какой-то математический материал – все остальные занятия должны быть направлены на то, чтобы «увидеть» его. Также приветствуется театрализованное обыгрывание изучаемых тем – например, проведение турниров и экскурсии в башни замков и крепостей во время изучения эпохи рыцарей.

Зонтичная система обучения

Школ, созданных по системе зонтичного обучения, различны. Одни предлагают определенный учебный план, обязательно включающий в себя занятия спортом и прохождение производственных практик, а также стандартную проверку знаний. Другие школы соблюдают только минимальные государственные требования и разрешают родителям детей самим выбирать тот учебный план, который им хочется. Кроме того, в зонтичной системе обучения встречаются как школы с определенным религиозным уклоном, так и светские.

В США работа школ зонтичной системы обучения регулируется законами штатов. Многие штаты требуют от таких школ той же системы отчетности, что и от обычных. Зачастую школы зонтичной системы обучения действуют на законных основаниях в качестве независимых школ. В некоторых штатах школы, работающие по зонтичной системе обучения, имеют собственную программу и собственные временные рамки занятий. В других штатах учащиеся таких школ обучаются в соответствии с обычным учебным годом и предусматривается составление годовых отчетов, где фиксируется количество учебного времени, график проведенных занятий и график посещаемости уроков учениками.

Возможно, система альтернативного обучения не являет собой ничего плохого. И, скорее всего, пока официальная школа будет сдерживать естественные желания детей учиться через игру или другие увлекательные занятия, система альтернативного образования будет процветать. Квинтэссенция несовершенства системы образования, появившейся еще в эпоху Просвещения, как нельзя лучше прослеживается в словах известного литературного персонажа Гека Финна: «Я не позволю, чтобы хождение в школу помешало моему образованию». И пока никаких изменений не предвидится, альтернативные школы будут появляться. Но есть единственный минус таких школ – прежде всего, для наших детей – это отсутствие у них лицензии на осуществление образования (по крайней мере, в нашей стране) и отсутствие какой бы то ни было юридической силы у аттестатов, выдаваемых ими.

Альтернативное образование

Всем мамам и папам хотелось бы, чтобы их дети росли успешными и счастливыми. В это понятие, так или иначе, входит школьная успеваемость. С проблемами выбора школы и системы обучения родители сталкиваются перед походом в первый класс. Иногда такой вопрос возникает, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, отставание в развитии или, наоборот, выраженная одаренность в сравнении с одногодками. В таком случае на помощь приходит альтернативное образование. К нему зачастую прибегают родители детей-спортсменов, часто бывающих в разъездах, и одаренных творческих деток.

Альтернативное обучение

Альтернативная система образования хороша тем, что в ней больше ориентируются на нужды учеников, а не на систему как таковую. Каждый ребенок имеет возможность выбрать темп и способ изучения материала на уроке. Гибкие учебные планы нацелены на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Основными принципами альтернативной школы являются взаимная работа учителей и учащихся, а также приветствие новых идей и уважение традиционных педагогических правил.

Законом нашей страны предусмотрены некоторые альтернативные формы образования, обучаясь по которым ребенок обязательно проходит государственную аттестацию и получает документы об образовании, утвержденные законом. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного обучения. Мы постараемся рассказать Вам обо всех преимуществах и недостатках каждой методики.

Обучение экстерном предполагает надомное обучение, во время которого ученик самостоятельно или с помощью дополнительных платных образовательных услуг изучает материал, после чего он проходит бесплатную итоговую аттестацию и получает документы установленного образца. Экстернат хорош для одаренных деток, которые теряют интерес к обучению, посещая обычную школу, или для тех, кто по разным причинам должен раньше закончить класс. К плюсам обучения экстерном относятся развитие в ребенке ответственности, самостоятельности и способности к самоконтролю. К минусам отнесем необходимость родительского участия в процессе обучения и финансовые расходы для освоения учебного материала.

Все остальные альтернативные формы обучения - это варианты семейного обучения. В таком виде обучения ребенок самостоятельно или при помощи надомных педагогов или родителей осваивает учебную программу и приходит в школу только, чтобы написать контрольные и сдать экзамены. Такой способ обучения предпочтителен в конфликтных ситуациях в школе, особенно если родители не могут перевести ребенка в другую школу, из религиозных соображений, для того чтобы оградить его от негативного отношения одноклассников и давления со стороны педагогов.

Альтернативное обучение «выручает» детей-спортсменов, будущих художников и тех деток, родители которых в силу своей профессии должны часто менять место жительства (военнообязанные, артисты цирка). В любом случае ребенок закрепляется за одной школой, вправе пользоваться всей ее библиотекой, получать консультации и медпомощь.

Альтернативное развитие

Теперь давайте поговорим о методиках альтернативного обучения, построенных на существующих школах раннего развития, о которых мы уже писали на Bambino Story. Альтернативное развитие детей в рамках данных школ кардинально отличается от формального школьного образования. Чем же?

  • Анскулинг – одна из форм домашнего обучения, подразумевающая обучение ребенка без его отрыва от повседневной жизни и семьи. То есть ребенок учится в силу собственной любознательности – сам сталкивается с проблемами, задает вопросы и ищет ответы на них в повседневной жизни. У таких детей нет формальных учителей и учебных планов, их учитель – это окружающий мир!
  • Дескулинг – если перевести название этой формы альтернативного обучения дословно, то получится что-то наподобие «расшкольнизации». Суть в том, чтобы освободить уже окончившего школу ребенка от формального школьного мышления и выявить настоящие интересы и стремления выпускника. Это своего рода адаптация к реальному миру.
  • Альтернативная система образования «Unit study» – изучение части, предполагает доскональное изучение школьных предметов по одной теме. Например, тема «Англия». Вы изучаете историю, географию Англии, ее художников на уроках изобразительного искусства, литературу английских писателей и так далее. Затем берется следующая тема и все повторяется снова.
  • Наиболее популярной системой альтернативного образования считается метод Марии Монтессори. Основной постулат – преподавание исключительно практических знаний! Основные ценности, прививаемые ученикам – права ребенка, интенсивная и углубленная непрерывная интеллектуальная деятельность, космическое и экологическое воспитание, ответственность, свобода, мир, положительные перемены в обществе. Почти все уроки в школах Монтессори индивидуальны, как и планы обучения. Все учебные материлы класса находятся в зоне доступа детей. Малыши свободны выбирать то, что им больше нравится из заранее подготовленного к изучению материала. Таким способом в учениках закладывается способность делать выбор каждую минуту своей жизни, что делает жизнь более осознанной и целенаправленной.
  • Сегодня в 40 государствах мира тысячи учеников начальной школы учатся читать, писать и справляться с жизненными ситуациями по методике Селестины Френе. В этой педагогической системе ребенок активно учится. В него больше не вкладываются знания, он должен трудиться, чтобы добыть их сам. В этой методике автор отказалась от обязательных школьных повинностей в виде субботников и уборок класса. Каждый ученик свободен определить для себя, что ему нужно больше всего в конкретный момент времени и учиться этому. В этой методике функция педагога – организовать благоприятный климат в коллективе и предоставлять учебные материалы.
  • Шарлота Мейсон – настоящая революционерка в системе английского обучения, главным в обучении считала не подготовку к экзаменам, а атмосферу реальной жизни, влекущую за собой естественное развитие ребенка. Такая система помогает детям найти свое место в мире и решить, что они должны делать.
  • Вальфдорская система обучения предоставляет ученику возможность освоения материала в своем темпе и сосредотачивается на стимуляции фантазии ребенка. Учебные материалы здесь не имеют готовой формы, создаются из натуральных материалов, чтобы дополнительно развивать фантазию. Максимальное внимание уделяется духовному и творческому обучению детей.
  • План Йена, немецкого педагога, основывается на работе в группах разного возраста, имитирующих модель семьи, на обычной человеческой деятельности - беседах, играх, работе, проведении праздников, участии в управлении, развитии чувств порядка и ответственности за помещения общего пользования, участии детей в экспериментальных классах и занятиях.
Среди отечественных методик альтернативного образования можно выделить две наиболее яркие:
  1. метод Щетинина, представляющий собой жизнь общины в лесу по принципам нравственно-духовного развития каждого, устремленности к познанию, любви к труду, формирования чувства прекрасного и мощной физической подготовки каждого ученика,
  2. «школу-парк», автором которой является Милослав Балобанов. Суть обучения в данной школе сводится к отказу от обязательных занятий, одновозрастных классов и оценок. В этой школе нет стандартного аттестата зрелости. Вместо этого все учителя пишут отзывы об успехах ученика, на основе которых и принимается решение о зачислении в ВУЗ или поступлении на работу.
Сейчас существуют альтернативные книги, подробно описывающие все популярные методики образования. Их много и они очень разные. Ничего плохого в альтернативном образовании нет. Пока школа воспринимается нашими детьми как «неприятная обязаловка», такие нетрадиционные системы будут процветать. Но что бы Вы ни выбрали для своего чада, в какую бы систему образования Вы его не отдали, помогайте и поддерживайте ребенка – и тогда любое обучение будет для него в радость!

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа и альтернативные методики образования.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам…

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

Западные варианты:

Система школ Монтессори , являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Вальдорфские школы в России можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере и т.д). Есть и минусы – часто в такие школы идут обычные учителя за “длинным рублём”, слегка скорректировав свои наработки работы в обычной школе. Результат – подобные отзывы:

– Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным. В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное – его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное – посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви… Маргарита Андреевна, мама 8-летней Вики

Школы “свободного” типа . Яркий пример из Великобритании – Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге “Саммерхилл – воспитание свободой”:
“Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк – ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь – любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл – это школа, где ребенок знает, что его принимают”.

Художественный фильм “Школа “Саммерхилл”/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)

Аналог школы “свободного” типа в России – школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната – во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Школа-парк - образовательная система (полное название - «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения», и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Ярослава Коваленко.

В парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993-2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

– Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

– Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

– Никаких воздействий на подсознание.

– Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

– Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

– В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

– В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят “по другим правилам”.

Нормальный первоклассник – это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Жохов В.И.

Видео о методике Жохова В.И.:

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей, Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Видео о методике Базарного:

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость… и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа – институт – работа – пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает ?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

По материалам shkolazhizni.ru/archive/0/n-22348

Правительство хочет сделать его обязательным, а психологи-растлители от фондов ООН приходят в школы, прикрываясь Церковью.

Правительство РФ не ограничилось идеей ввести «уроки» сексуального воспитания в младших классах через педагогов-психологов. На днях на сайте правовых документов появился правительственный законопроект об административной ответственности СМИ, блогеров, а также иных лиц, которые призывают не посещать уроки растления (секспровета) под видом профилактики СПИДа. Сотрудники РИА Катюша совместно с экспертами Общественного уполномоченного по защите семьи изучили некоторые психолого-педагогические программы, тренинги, семинары и т.п. для школьников. Очевидно, что в консервативной стране с запросом большинства населения на традиционные ценности растлители молодежи должны действовать очень тонко, вплоть до прикрытия обучением детей «общечеловеческим» и «духовным» ценностям. В Минздраве и Минпросвете хорошо освоили западную социальную технологию продвижения извращений под ширмой ВИЧ-профилактики и дней толерантности, но теперь новая беда приходит, откуда совсем не ждали – со стороны околоцерковных психологов и вроде как православных благотворительных программ, по сути являющих собой «целомудренный секспросвет».

Несмотря на недавние заявления Президента Путина о крахе либерализма и необходимости опираться на традиционные ценности «чикагские мальчики» из правительства РФ продолжают попытки превратить Россию в аналог Евросодома, где (в частности, в Германии) запрет посещения ребенком уроков растления (секспросвета) грозит родителям штрафом и даже изъятием детей.

На днях на портале правительственных нормативных актов появился законопроект О внесении изменений в федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в части установления запрета распространения информации, содержащей призывы к отказу ‎от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики ‎и (или) лечения ВИЧ-инфекции» , который делает уроки сексуального «просвещения» вроде «Семьеведения» и другие мероприятия по растлению детей обязательными, предусматривая административное наказание родителей за попытки оградить от растления своих детей.

В таких условиях целесообразно повнимательнее посмотреть на то, как именно проводники западных ценностей будут пытаться растлевать наших детей. В качестве примера рассмотрим программу первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста (13-17 лет) «ЛадьЯ». В аннотации программы сказано, что она разработана при поддержке Русской Православной Церкви коллективом церковных и светских специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов. Далее идут, на первый взгляд, красивые и правильные слова:

«Программа «ЛадьЯ», в отличие от информационно-обучающих программ, обращается не к вопросу «что?», а к вопросу «почему?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск заражения и, следовательно, распространения ВИЧ-инфекции к минимуму.

Программа ориентирована, прежде всего, на воспитание у подростков духовного начала. Однако, поскольку программа рассчитана на массовые учебные заведения (школы, средние специальные учебные заведения), где обучаются подростки различных вероисповеданий, организационные формы работы носят сугубо светский характер. На сегодняшний день программы реализуются в 10 регионах, обучение прошли более 10 тысяч человек».

Сразу заметим, что в перечне авторов «Ладьи» мы не нашли ни одного педагога или священника – коллектив состоит почти из одних психологов и одного нарколога. Программа продвигается благотворительным фондом «Диакония», который работает при содействии Синодального отдела благотворительности и социального служения РПЦ, базируется в Санкт-Петербурге, на территории Александро-Невской Лавры. Правление фонда возглавляет протоиерей Максим Плетнев. В число его сотрудников входят и разработчики «Ладьи»: врач-нарколог Елена Рыдалевская – исполнительный директор «Диаконии», психолог Сергей Яцышин – руководитель направления профилактики.

Воде бы ничего особо тревожного не наблюдаем, но лишь до той поры, пока на сцену не выходят настоящие заказчики и бенефициары программы «ЛадьЯ». Для этого сделаем небольшой экскурс в историю. 5 июня 2009 г. в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС на тот момент архиепископа Волоколамского Илариона с представителем Фонда ООН в области народонаселения в Российской Федерации (ЮНФПА), исполняющим обязанности резидента-координатора системы ООН в России Карлом Кулессой.

«В 2008 году ЮНФПА учредил Всемирную межрелигиозную сеть по народонаселению и развитию, в задачу которой входит налаживание сотрудничества между Фондом и религиозными организациями по вопросам демографии, миграции, молодежи, гендерного насилия, материнской смертности, ВИЧ/СПИДа, помощи в чрезвычайных ситуациях. В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества и взаимодействия, в частности, в реализации совместных образовательных программ, направленных на поддержание здорового образа жизни молодежи и формирование здоровой семьи, а также профилактику ВИЧ», – сообщает официальный сайт Московской Патриархии.

Вскоре после этой «судьбоносной встречи», 26 ноября 2009 г., в Москве начал работу круглый стол «Развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и агентствами ООН в России», организованный все тем же ОВЦС при поддержке все того же Фонда ООН в области народонаселения. В мероприятии приняли участие представители агентств ООН и церковных организаций, работающие в социальной, образовательной, благотворительной, культурной областях.

«В последние годы РПЦ уже имела положительный опыт взаимодействия с агентствами ООН в деле профилактики ВИЧ/СПИДа и помощи беженцам. Со своей стороны, представитель Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) в России Карл Кулесс выразил большую заинтересованность социальными и благотворительными проектами, которые осуществляют Русская Православная Церковь и церковные организации. «Мы стремимся к одной цели, - отметил К. Кулесс, - хотя и не все наши взгляды совпадают». Он рассказал о подписанном накануне соглашении по реализации программы духовно-нравственного воспитания и профилактике среди молодежи рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа и подчеркнул, что это только начало сотрудничества с РПЦ», – рассказывает о мероприятии официальный сайт МП.

И вот с 2009 года «уважаемые партнеры» из ООН совместно с ОВЦС начали реализовывать в нашей стране проект по разработке и широкому внедрению трех образовательных программ: «ЛадьЯ», «Живая вода» и «Дорога к дому», а также по обучению преподавателей/тренеров работе с этими программами в регионах России. Программы реализуются в рамках проекта ООН «Поддержка инициатив религиозных организаций в области профилактики ВИЧ/СПИДа и паллиативного ухода». То есть это фактически ИХ либерал-глобалистский проект, завернутый в обертку «духовно-нравственного воспитания».

Напомним, ОВЦС как отдельная структура в Церкви и ее руководитель – экуменист-филокатолик митрополит Илларион (Алфеев), публично ратующий за «целомудренный секспросвет», не раз становились героями материалов «Катюши» (кстати, Илларион лично оставил положительную рецензию на программу «ЛадьЯ» – прим. ред.). Ну а Фонд по народонаселению ООН (UNFPA) – это главный глобалистский инструмент по решению «проблемы перенаселения», которая «гуманно» решается, прежде всего, через секспросвет. Эта структура глобалистов была образована в 1969 г. и является основным мировым проводником программ Международной федерации планирования семьи, «полового просвещения», пропаганды контрацепции, ВИЧ-профилактики, абортов. Фонд также участвовал в разнообразных программах по организации принудительных абортов и стерилизации в странах третьего мира, к коим «уважаемые партнеры» за глаза всегда относили и Россию.

Позволим себе еще немного отвлечь читателей от программы «ЛадьЯ» и приведем цитату из научного журнала «Проблемы национальной стратегии», издаваемого Российским институтом стратегических исследований (РИСИ – крупный научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом РФ, в прошлом – аналитический центр Службы внешней разведки России). Это выдержка из материала «Демографическое мошенничество (о научной «ценности» и идеологической составляющей аналитических докладов Фонда народонаселения ООН)» («Проблемы национальной стратегии», №3 (30), 2015):

«Как и многие предыдущие публикации ООН, указанный доклад сводится к агрессивной мальтузианской риторике, согласно которой в мире слишком много молодых людей…

В то же время нам не приходилось встречать ни одного выступления или публикации ЮНФПА, где они бы с такой же обеспокоенностью или хотя бы в нейтральных интонациях сообщали о вреде гормональной контрацепции, принудительных абортах в Китае, насильственной стерилизации в Индии и Шри-Ланке, массовом бесплодии в России, об антирепродуктивных эффектах продукции ГМО и некоторых прививок и т.п. К сожалению, все действия ЮНФПА направлены исключительно на блокаду репродуктивной функции и разрушение семейных устоев».

Теперь вы понимаете, что когда довольный представитель ЮНФПА после встречи с делегацией РПЦ заявляет: «Мы стремимся к одной цели…» и объявляет о старте долгосрочных программ по «профилактике рискованного поведения» российских детей, это не может не вызывать тревогу. Впрочем, если цель господина Иллариона сотоварищи – радикальная депопуляция населения РФ, тогда больше вопросов к нему не имеем.

А теперь возвращаемся непосредственно к содержанию программы. Может, мы что-то напутали и с «Ладьей» на самом деле все в порядке? Да нет, не похоже – вот выдержки из проведенной (на 323 страницах), осуществленной опытной комиссией из кандидатов психологических, педагогических и филологических наук Уральского государственного горного университета в ответ на запрос УФСБ по Свердловской области (кстати, один из экспертов – священнослужитель – протоиерей Игорь (Бачинин), председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ). На основе выводов экспертов общественниками из «Всероссийского родительского собрания» было подготовлено заявление в генпрокуратуру с просьбой запретить внедрение «Ладьи» на территории России.

«31 мая 2018 года в ответ на запрос начальника УФСБ России по Свердловской области, было подготовлено Комплексное, комиссионное экспертное заключение специалистов. В результате проведенного анализа представленных материалов комиссией специалистов были сформулированы следующее мнение и ответы на поставленные вопросы:

В представленном на исследовании материале, а именно: «Программе первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста («ЛадьЯ» – «В ладу с собой») – Российский Круглый стол, Москва, 2015 – 201 с. имеются лингвистические и психологические средства, оказывающие деструктивное влияние на формирующуюся личность подростков 13-17 лет.

Содержание и направленность образовательной программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» и методик, реализуемых в образовательном и воспитательном процессах в муниципальной системе образования по профилактике «рискованного поведения» и формированию «христианских» ценностей среди несовершеннолетних учащихся, а также используемые при этом учебные и методические пособия и упражнения способны причинить вред физическому и психическому здоровью подростков 13-17 лет, их нравственному, духовному и социальному развитию.

В ходе проведенной оценки было выявлено, что в исследуемом материале применяются психотерапевтические средства и методы воздействия, призванные изменить поведение подростков, и при этом минующие обращение к сознанию объекта воздействия (подростков), с использованием средств «духовной манипуляции».

В Программе имеет место применение упражнений, соответствующих возрастной категории «18+». Этот факт нарушает возрастной ценз применяемых авторами упражнений и нарушает интересы подростков.

Заявленные авторами Программы этические ценности: счастье, жизнь, общение, дружба, любовь, семья, здоровье, болезнь, по своей форме и содержанию не относятся к вероучению Православной Церкви. Рассмотренные в Программе ценности подменены иным, чем христианское вероучение содержанием (т.к. исключают понятия Бога, веры и спасения) и имеют эклектичный характер. Во многом это определено тем, что среди авторов Программы нет ни педагогов, ни представителей духовенства.

В тексте Программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» содержится информация о том, что многие упражнения, предлагаемые для подростков, являются реально или потенциально опасными для их психологического состояния, в результате чего подросткам будет необходима психотерапевтическая помощь.

Проведенное лингвистическое исследование представленных материалов определило, что в тексте Программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» содержатся лингвистические признаки пропаганды неполноценности людей по признаку их религиозной принадлежности, возбуждения розни (вражды, ненависти) по отношению к группе лиц или ее представителю по признаку их национальной, социальной, расовой, религиозной или языковой принадлежности.

В частности, программа содержит упражнение, намеренно погружающее детей в ситуацию возбуждения розни (ведущий сообщает о неполноценности одной группы лиц по признаку цвета глаз и убеждает в этом слушателей). Проигрывание данной ситуации может способствовать закреплению у подростков данной дискриминационной модели поведения, поскольку авторы Программы определяют игру «как метод в работе с ценностным содержанием». К профилактике ВИЧ/СПИД обозначенное упражнение не имеет никакого отношения, также как и к профилактике «рискованного поведения» у подростков. Эффектом рассмотренного нами упражнения может являться провоцирование внутригруппового конфликта (среди участников тренинга), выведение скрытого (латентного конфликта) в область открытого противостояния с элементами возбуждения вражды и ненависти, а также проявления физической и вербальной агрессии участников тренинга (кстати, данное упражнение было разработано американской учительницей Джейн Эллиотт (род. 27 мая 1933 г. в Райсвилле, шт. Айова), известной прежде всего как активистка в области феминизма, антирасизма и «защиты прав» ЛГБТ – прим. «Катюши»).

Манипуляция авторов заключается в «размывании границ» групп «свой-чужой» и как следствие – формировании «избыточного» доверия к представителям группы «чужой», что нарушает во многом физическую безопасность подростков. Не исключена возможность, что данная установка может сделать подростков «легкой добычей» для представителей аут-групп (ВИЧ-инфицированных и наркоманов). Кроме того, такой подход позволяет «ввести» в сознание подростков толерантное отношение к идентификации по любому признаку (например: ценностные ориентации, вероисповедание, сексуальная ориентация и т.д.).

Это только часть выводов, к которым пришли специалисты в своём заключении, изложенном более чем на 200 страницах, но уже и из приведённых выдержек понятно, что внедрение указанной Программы является очень опасным для здоровья и развития детей, что является недопустимым, противоречит положениям Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и должно быть пресечено.

Данная программа «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой», которая является переводной версией зарубежной профилактической программой для маргинальных слоев молодежной среды, ведущей асоциальный образ жизни, была признана не законной и вредной научным сообществом специалистов как в 2005 году, так и в 2018 году.

Противоправность программы «ЛадьЯ» - «В ладу с самим собой» характеризуется еще и тем, что «… она должна быть утверждена структурами, уполномоченными проводить экспертизу образовательных программ на уровне муниципального образования, региона и Российской Федерации. Все подобного типа профилактические программы должны базироваться на основе научных достижениях в области психологии, образования и культуры. Они должны учитывать специфические особенности регионов и тех целевых групп, для которых они предназначаются...».

Незаконность ее внедрения, как и деятельность СПИД-центров в области профилактики, подтверждается еще и тем, что согласно Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации (Приложение № 1 к Приказу Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705), «для осуществления эффективной реализации данных (профилактических) программ необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием, которые способны заниматься превентивным обучением. Все специалисты, занятые в этой области, должны иметь документы, подтверждающие их право на ведение профилактической деятельности в образовательной среде. С приведенными выше необходимыми требованиями к профпригодности, данные специалисты отсутствуют повсеместно».

К сожалению, официальная комплексная экспертиза аккредитованных экспертов УГГУ по запросу ФСБ не заинтересовала ни Роскомнадзор, ни прокуратуру Свердловской области. Зато Минпросвет в ответ на заявление ВРС традиционно выдал совершенно неуместную объемную справку по действующему законодательству и поблагодарил за активную гражданскую позицию.

А тем временем в стане распространителей «целомудренного секспросвета» и толерантности среди детей и подростков большая радость – в конце мая 2019 г. фонд «Диакония» получил на распространение программы «Ладья» 4,5 млн. из Фонда президентских грантов. Так что его психологи как минимум до середины 2020 г. будут трудиться на ниве сокращения российской популяции в рамках проекта Фонда народонаселения ООН и продолжат внедрять программу «ЛадьЯ» по всей стране, в том числе организуя семинары-тренинги в православных монастырях.

Между тем, Министерство просвещения ответило одной из наших читательниц относительно вероятного обязательного внедрения секспросвета в школьные программы под видом нового предмета «психология», о чем недавно сообщал главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе. Из ответа следует, что перечисленные «дисциплины» не входят и не планируют вводиться в перечень обязательных для изучения, учебники по ним также не включены в федеральный перечень учебников, разрешенных к использованию при реализации гособразовательных программ.

Так что пока нас успокаивают: мол, обязаловки не будет. Однако в свете указанного в первом абзаце этого материала правительственного законопроекта это не очевидно. Существует опасность, что скопированный с западной системы образования модульный подход при желании позволит включить ту же «психологию» с секспросветом в качестве модуля в то же ОБЖ или обществознание. Сегодня внедрение деструктивной, растлевающей молодежь информации в школах происходит в рамках дополнительных дисциплин – к примеру, при реализации программы по здоровому и безопасному образу жизни, которая прописана во ФГОСах. До учебников, к счастью, дело пока не дошло, но отдельные пособия по секспросвету организации, одобренные Минпросветом, могут выпускать уже сегодня – хотя бы в рамках указанной выше госпрограммы.

При любом раскладе родительскую общественность будут стараться держать на голодном информационном пайке – нам, как и раньше, придется самим все отслеживать и держать ухо востро. Что касается «целомудренного секспросвета» от ООН и митрополита Иллариона, «Катюша» и ОУЗС призывают как можно скорее свернуть программу «ЛадьЯ» и перенаправить президентский грант на более важные благотворительные дела. В противном случае авторитет Церкви в целом среди рефлексирующих православных граждан будет только падать. А правительственный законопроект об обязательном секспросвете нужно срочно заворачивать. Пока он находится в стадии общественных обсуждений, долг каждого нормального человека-написать негативные отзыв на сайт правительственных нормативных актов.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа - это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной . Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:

  • Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
  • Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
  • Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
  • Учиться можно в любой среде - необязательно в классе.
  • Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и .
  • Обучение - это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
  • Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
  • Учеба - пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.

Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».

Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:

  • Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
  • Школы для учеников со специальными потребностями.
  • Независимые частные школы.
  • Школы с эмоциональным уклоном.

Чартерная школа - это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.

Магнитные школы - это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).

Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.

Беспокойства родителей

Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:

  • ребенок необычайно одарен;
  • имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
  • ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
  • он не может учиться по состоянию здоровья;
  • поведение ребенка становится саморазрушительным;
  • он имеет эмоциональные и психические проблемы.

Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.

Недостатки альтернативных школ

Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:

  • дорогостоящее обучение;
  • занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
  • есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
  • не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
  • школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
  • не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.

Преимущества альтернативного образования

Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.

И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:

  • Меньшие размеры классов . Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
  • Более гибкие графики и требования . Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
  • Основатели школы действительно заинтересованы в учениках . По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
  • Широкое разнообразие методов обучения . В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
  • Нетрадиционные методы оценивания . Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
  • Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика . Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким .
  • Учащиеся редко прогуливают . И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.

Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.

Альтернативные школы в России

В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.

В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам - они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.

Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).