В соответствии с законодательством РФ бюджетные учреждения обязаны планировать финансово-хозяйственную деятельность и закреплять порядок ее ведения в отдельном документе. То, каким образом он должен составляться, также регламентируется на уровне нормативных актов. В чем заключаются особенности формирования деятельности бюджетной организации? Какие сведения могут отражаться в нем?

Общие сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности

Рассмотрим для начала то, что представляет собой документ, о котором идет речь. Финансово-хозяйственная деятельность — это совокупность управленческих решений организации, связанных, прежде всего, с планированием и распределением доходов и расходов хозяйствующего субъекта с учетом норм права, требований, предписаний и рекомендаций компетентных органов власти, которые имеют отношение к деятельности учреждения.

В случае с бюджетной системой сущность финансово-хозяйственной деятельности понимается, в целом, аналогичным образом. То, каким образом должен формироваться и утверждаться план, о котором идет речь, определено на уровне федерального законодательства РФ. Данные процедуры достаточно строго регламентированы в соответствующих нормах права.

Орган власти, который имеет основные компетенции в части регулирования планирования доходов и расходов государственных и муниципальных структур — Министерство финансов России. Данная государственная структура издает различные нормативные акты, которые регламентируют порядок учреждениями финансово-хозяйственной деятельности. Прежде чем рассматривать то, в каком порядке должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, пример соответствующего документа, изучим, таким образом, то, какие источники права регулируют формирование данного источника.

Составление плана финансовой деятельности регулирующее законодательство

Главный нормативный акт, который должен соблюдаться при составлении плана, о котором идет речь — Приказ Минфина России № 81н, принятый 28.06.2010 года. В нем отражены требования к соответствующему плану. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений федеральных источников - ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ «Об автономных учреждениях».

Положения Приказа № 81н должно учитывать государственное либо муниципальное бюджетное учреждение, а также автономное. Рассмотрим содержание соответствующего нормативного акта подробнее. Начнем с его общих положений.

Приказ № 81 о составлении плана финансовой деятельности бюджетного учреждения: общие положения

Важнейшей нормой рассматриваемого раздела Приказа № 81 можно считать ту, в соответствии с которой план, по которому формируется бюджетная смета учреждения, должен разрабатываться ежегодно в случае, если бюджет принимается на 1 финансовый год, либо с учетом планового периода (если он входит в период действия нормативного акта, утверждающего государственный финансовый план). При необходимости учредитель той организации, которая формирует рассматриваемый документ, может детализировать его структуру с точки зрения отражения в нем поквартальных или помесячных показателей.

Приказ № 81: составление плана

Приказ № 81 также определяет то, каким образом должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Пример любого документа соответствующего назначения должен составляться с учетом данных требований.

Источник, о котором идет речь, должен формироваться, исходя из того, что показатели в нем отражаются по с точностью до 2 знаков, указываемых после запятой. План должен соответствовать форме, которая разработана учредителем бюджетной организации учетом требований, отраженных в Приказе № 81.

Так, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (пример его фрагмента будет приведен ниже), должен состоять из следующих частей:

Заголовка;

Основной содержательной области;

Оформляющей части.

Заголовочная часть плана

В заголовке должны отражаться:

Гриф утверждения плана, в котором фиксируются название должности, подпись сотрудника, у которого имеются полномочия по утверждению документа, ее расшифровки;

Дата введения плана в оборот;

Название документа;

Дата формирования плана;

Название бюджетного учреждения, подразделения, в котором разработан документ;

Название органа власти, учредившего бюджетную организацию;

Прочие реквизиты, необходимые для идентификации учреждения — ИНН, КПП, код по специальному реестру;

Что касается плановых показателей по доходам, то государственное или муниципальное бюджетное учреждение должно при их определении учитывать аналогичные субсидии, а также:

Поступления в результате оказания организацией коммерческих услуг по уставу, то есть — по основным видам ее деятельности;

Доходы от продажи ценных бумаг — в случаях, предусмотренных законодательством.

Справочно могут фиксироваться:

Величина публичных обязательств перед гражданами, которые должны быть исполнены организацией в денежной форме;

Суммы бюджетных инвестиций;

Величина денежных средств, которые находятся во временном управлении учреждением.

Сведения, отражаемые в плане, могут формироваться организацией на основе той информации, что получается от учредителя. Некоторые из соответствующих показателей могут носить расчетный характер — например те, что имеют отношение к получению доходов от оказания коммерческих услуг.

Расходы на содержание инфраструктуры учреждения, которые связаны с закупкой тех или иных товаров, работ и сервисов, должны быть детализированы в планах:

По закупкам в целях обеспечения государственных либо муниципальных нужд по законодательству о контрактных правоотношениях;

По закупкам, которые осуществляются в соответствии с положениями ФЗ № 223.

Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа

Существует также ряд нюансов, характеризующих процедуру утверждения рассматриваемого плана. Так, можно отметить, что орган власти, учреждающий социальные учреждения и иного профиля государственные и муниципальные организации, имеет право ввести в оборот единую форму документа, предназначенного для использования как автономными, так и бюджетными структурами или же 2 самостоятельные формы для каждого типа организаций. Аналогичным образом могут приниматься правила по заполнению соответствующих документов.

План, а также дополняющие его сведения, могут быть уточнены непосредственно учреждением после того, как будет утвержден нормативный акт о бюджете. После — направлен на утверждение, которое осуществляется с учетом норм, зафиксированных в требованиях по Приказу № 81н. В случае, если уточнения связаны с выполнением учреждением государственного задания, то они вносятся с учетом тех показателей, что установлены в соответствующем задании. Кроме того, в расчет берется целевая субсидия, выделенная в целях его выполнения. Соответствующие требования также установлены Приказом № 81н.

Изменение плана хозяйственной деятельности

В ряде случаев бюджетная смета, отражаемая в плане, о котором идет речь, может быть изменена. Данная процедура предполагает формирование нового документа соответствующего типа, положения которого не должны противоречить в части кассовых показателей исходной версии плана. Решение о корректировке документа принимается директором организации.

Как может выглядеть план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения? Пример данного документа в части одного из ключевых компонентов — на картинке ниже.

Очень важно соблюсти установленные законодательно, а также на уровне решений органа власти, учредившего бюджетную организацию, требования к структуре и содержанию соответствующего плана.

В плане ФХД бюджетные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Что учесть и как внести показатели в План бюджетному учреждению – в статье.

Для планирования на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов нужно применять новый порядок для плана ФХД.

Что изменилось в составлении плана ФХД на 2020 год

При подготовке планов ФХД на 2020 год руководствуйтесь новыми Требованиями, которые утвердил Минфин приказом от 31 августа 2018 г. № 186н (Требования №186н).

Новые Требования № 186н изменили форму плана, а также увеличили количество расчетов и обоснований. Также внесли коррективы в правила, по которым учреждения заполняют план ФХД. В частности, в показателях плана вместо КОСГУ отражают:

  • по строкам планируемых поступлений от доходов – коды аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • строкам планируемых выплат по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет – коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Кроме того учреждения теперь могут составлять план не только на три года, но и на более длительный срок. Это правило действует, если возникают обязательства, срок исполнения которых превышает три года. В форме плана для таких обязательств добавили колонку «за пределами планового периода».

По новым правилам план ФХД бюджетного учреждения вправе утверждать уполномоченное лицо учреждения, если учредитель не решит иначе. Прежний порядок такое право давал только руководителю учреждения. Для автономных учреждений правила, как утверждать ФХД, не изменили.

Порядок заполнения показателей в плане ФХД

Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н. Также при составлении плана ориентируйтесь на Порядок, который установил учредитель. Он должен прописать сроки и правила, как составить проект Плана, утвердить План и внести в него изменения. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

Федеральные учреждения формируют План ФХД в системе «Электронный бюджет» (письмо Минфина от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Но в некоторых ведомствах для работы с предварительным планом устанавливают специальный программный комплекс. Через него учреждения представляют все расчеты-обоснования, а учредитель проверяет их и согласовывает план. Например, так работает Минздрав (приказ от 09.12.2016 № 951н).

Региональные и муниципальные учреждения формируют План ФХД в региональных и муниципальных информационных системах.

Как заполнить показатели плана

План ФХД составляйте после того, как учредитель утвердит проект плана. При необходимости скорректируйте обоснования плановых показателей по поступлениям и выплатам и на их основе заполните План.

План ФХД состоит из двух разделов:

  1. Поступления и выплаты.
  2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

Раздел 1. Поступления и выплаты

В разделе укажите остатки средств на начало и конец года, поступления от доходов и возвратов средств, выплаты по расходам, выплаты, уменьшающие доход, и выплаты по возвратам.

По кодам КОСГУ или другим аналитическим кодам распределяйте показатели Плана, только если такую детализацию предусмотрел учредитель.

По кодам бюджетной классификации показатели распределяйте так:

  • поступления от доходов – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • выплаты по расходам – по коду видов расходов (КВР);
  • возвраты в бюджет остатков субсидий прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • уплата налогов с доходов или прибыли – по коду аналитической группы подвида доходов.

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

В разделе раскройте общую сумму расходов на закупки из раздела 1. Укажите суммы контрактов, которые заключили или планируете заключить: по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и без применения этих законов. Дополнительно раскройте суммы выплат по контрактам:

  • в разрезе источников финансирования – субсидии или другие источники, например, платная деятельность;
  • по годам начала закупки.

Образец плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год

Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

К плану ФХД на 2020 год приложите обоснования (расчеты) плановых показателей, на основании которых он составляется. Учтите, что такие расчеты нужно приготовить не только по выплатам, но и по поступлениям.

Обоснования по доходам

Обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений формируйте на основании расчетов предстоящих доходов от платной деятельности, средств ОМС, возмещений ущербов и других. Учитывайте задолженность перед учреждением на начало года по доходам и суммы полученных авансов по договорам, контрактам и соглашениям.

Важно запомнить! Не формируйте обоснования для доходов от субсидий на госзадание, на иные цели, на капвложения, грантов в форме субсидий. Данные по ним доводит учредитель

В обоснованиях формируйте плановые поступления:

  • от доходов – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Формы обоснований по доходам или требования к ним вправе установить. Если формы вам не довели, разработайте их самостоятельно.

Примеры обоснований по доходам с подсказками по заполнению:

Обоснования по расходам

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам формируйте на основании расчетов расходов. Учитывайте суммы, которые сложились на начало года:

  • по перечисленным авансам;
  • излишне уплаченным или излишне взысканным налогам, пеням, штрафам;
  • принятым и неисполненным обязательствам.

Формы обоснований по расходам или требования к ним доводит учредитель. Например, он может установить, что обоснования составляются раздельно по каждому источнику финобеспечения. Если формы вам не довели, разработайте их самостоятельно.

В обоснованиях формируйте плановые выплаты:

  • по расходам – по коду видов расходов (КВР);
  • по возвратам в бюджет остатков субсидий прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • по уплате налогов с доходов или прибыли – по коду аналитической группы подвида доходов.

Также используйте дополнительную детализацию, если ее ввел учредитель, – по кодам КОСГУ или другим аналитическим показателям.

Расчеты делайте по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, которые используете для оказания услуг или выполнения работ. Учитывайте требования порядков, регламентов, паспортов оказания госуслуг, работ, а также требования ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, стандартов.

Величину расходов на выполнение госзадания можете рассчитать с превышением нормативных затрат, которые определил учредитель. Главное, чтобы расходы не превысили общий объем субсидии.

Плановые показатели по каждому виду расходов считайте по правилам, установленным в пунктах 24–43 Требований к Плану ФХД. Например, расходы на повышение квалификации сотрудников определяйте исходя из цены обучения на одного сотрудника и количества обучаемых.

Примеры обоснований по расходам с подсказками по заполнению:

Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

Готовый План согласуйте с учредителем, если он предусмотрел такое правило (п. 4 Требований №186н).

План ФХД бюджетного учреждения утверждает уполномоченное лицо учреждения. Например, руководитель. Учредитель может предусмотреть другой порядок утверждения. Об этом сказано в пункте 46 Требований №186н.

Если у учреждения есть обособленные подразделения, на основе общего Плана оно утверждает План ФХД:

  • головного учреждения без учета обособленных подразделений;
  • каждого из обособленных подразделений.

Планы должны включать в себя показатели расчетов между головным учреждением и подразделениями.

План ФХД бюджетного учреждения — это ключевой документ, в котором отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности организации: доходы и расходы за отчетный год и плановый период. Экономическая активность любой госорганизации ведется на основании утвержденного ПФХД. Только после этого можно планировать госзакупки.

Изменения в планировании на 2020

В 2020 действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Опубликовав оба плана, госучреждение приступало к формированию плана-графика. Это детализация закупочной деятельности на календарный год.

С 2020 вступают в силу положения Федерального закона № 71-ФЗ от 01.05.2019, которым чиновники решили упразднить обязательное ведение плана закупок. Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменяют, как работать по новым правилам? Порядок для бюджетников на 2020 следующий:

  1. и объемы финансирования на финансовый период.
  2. Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  3. Утверждаем ПФХД по новой форме (приказ Минфина № 186н в редакции 2020 года).
  4. Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
  5. В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД учреждение обязано утвердить план-график на финансовый период.
  6. Опубликуйте план-график 2020 в ЕИС.

В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.

В связи с отменой ПЗ вопрос, когда должен быть размещен план закупок после утверждения ПФХД в 2020, отпадает сам собой. План закупок отменен, его заполнять в 2020 г. не придется. Но не забывайте про план-график. Его утвердите в течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД.

Новый ПФХД на 2020 год

С 01.04.2020 вступил в силу новый приказ Минфина РФ № 17н. Этот норматив скорректировал положения приказа Минфина № 186н, которым чиновники ввели новый ПФХД 2020.

Все бюджетные организации, разрабатывая план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 и плановый период 2021-2022 гг., руководствуются новыми правилами. В течение 2020 г. учреждения готовились к переходу на новый приказ.

Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.

По требованиям Минфина, ПФХД составляется кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны.

Теперь ПФХД формируют не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».

Структура плана ФХД с 2020 года

Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом формуляре отсутствует, а табличная часть подразделяется на:

  • раздел 1. Поступления и выплаты;
  • раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

По новым требованиям финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе.

Что изменилось в структуре ПФХД: таблица

Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020

Прежняя форма, действующая до 31.12.2019

Текстовая (описательная) часть

Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)

Раздел 1. Поступления и выплаты

Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)

Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)

Таблица 4. Справочная информация

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Нововведения с 01.04.2020

Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить ПФХД уже в новой форме. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.

Что меняется в разделе № 1:

  1. Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грантов. Вносите суммы с учетом новых требований:
    • код 613 — если грант получен бюджетным учреждением;
    • код 623 — автономным;
    • код 634 — гранты для иных некоммерческих организаций.
  2. В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нужно указывать расходы на иные выплаты населению.
  3. Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Вот что изменится в разделе № 2:

  1. Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.
  2. Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно — по закону № 223-ФЗ.

Правила составления

  1. Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
  2. Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
  3. Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Формальный вид для таких обоснований Минфин не предусмотрел. Используйте старые формы обоснований, закрепленные в упраздненном приказе Минфина № 81н. Всего их 95 шаблонов.
  4. Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
  5. Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
  6. Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2020 г. представлен в приказе Минфина № 186н, в редакции 2020 года (приказ Минфина 17н).

Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:

  • учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
  • предприятие подлежит реорганизации;
  • изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.

Поменялись правила, в какой срок разместить план закупок после изменения плана ФХД: в 2020 опубликуйте ПЗ в течение 10 дней с момента утверждения новой редакции ПФХД, а в 2020 ПЗ вести не обязательно, не требуется и вносить изменения в плановый документ.

План-график закупок на 2020 год

Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех грядущих заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.

Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются постановлением правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.

Правила составления плана-графика в 2020 скорректированы. Что отразить в ключевом плановом документе:

  • идентификационный код закупочной позиции;
  • наименование закупаемого объекта;
  • код закупаемого объекта по ОКПД2 и наименование такого кода;
  • объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
  • сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
  • информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
  • наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки;
  • наименование организатора закупки — для совместной закупки.

Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не утвердит плановый документ в срок, то ему грозит штраф от 5000 до 300 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Обратите внимание на требование: должен ли план закупок соответствовать плану ФХД. Да, должен. Требование актуально на 2020. В 2020 ПЗ вести не нужно. Но соответствие закупочного плана-графика и ПФХД никто не отменял. В части планируемых закупок и финансирования, направленного на ведение закупочной деятельности на финансовый год и плановый период, позиции идентичны.

Подробности Категория: Бухучет Создано: 07.12.2017 00:00 Опубликовано: 07.12.2017 00:00 Автономные учреждения могут вести свою деятельность в различных сферах: образование, здравоохранение, культура, спорт и в других социально значимых сферах в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Поэтому в каждом учреждении методы планирования расходов могут различаться в зависимости от отрасли. Однако для всех автономных учреждений общим требованием законодательства является составление плана финансово-хозяйственной деятельности (плана ФХД). Что необходимо учесть при планировании показателей по расходам (выплатам)?

Документом, определяющим направления расходов автономного учреждения, является план ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Общие требования к плану определены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н). В статье мы будем опираться именно на этот документ.

По общему правилу планирование расходов включает в себя следующие этапы:

    сбор и анализ информации (определяются источники обеспечения расходов, их объемы, направления и виды расходов в зависимости от их экономического содержания);

    подготовка аналитических данных (производятся прямых, накладных, общехозяйственных и прочих расходов; осуществляется распределение расходов между видами деятельности, составляются расчеты (обоснования));

    составление предварительного плана ФХД и предоставление его вместе с расчетами (обоснованиями) учредителю (в порядке, установленном учредителем);

    корректировка показателей предварительного плана (при необходимости), утверждение плана ФХД и опубликование его в информационных системах (в порядке, установленном учредителем);

    внесение изменений в план ФХД (при необходимости, в установленном учредителем порядке).

Предварительное составление плана ФХД начинается на этапе формирования проекта соответствующего бюджета (закона о бюджете) на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании информации, полученной от их учредителя в установленном порядке, об объемах субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, публичных обязательств. На этом этапе также планируются показатели по приносящей доход деятельности.

После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете показатели плана ФХД при необходимости уточняются учреждением, и на основании заключения наблюдательного совета составленный план направляется на утверждение учредителю в установленные им сроки. Уточнение показателей плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В дальнейшем при необходимости в план ФХД могут вноситься изменения. В целях внесения изменений составляется новый план ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие с кассовыми операциями по выплатам, произведенным до внесения изменений, а также с показателями планов закупок.

Детализация расходов

Детализация по источникам финансирования.

Плановые показатели по выплатам (как и по поступлениям) детализируются в плане ФХД в разрезе видов финансового обеспечения:

    субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

    субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из ФФОМС;

    субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии);

    субсидии на осуществление капитальных вложений;

    средства обязательного медицинского страхования;

    поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.

Показатели по расходам (выплатам) определяются исходя из объема планируемых доходов (поступлений) учреждения с учетом остатков средств на начало года по соответствующему источнику финансирования и поступлений от возвратов субсидий прошлых лет (в части целевых субсидий при принятии решения учредителя об использовании их на те же цели).

Необходимо отметить, что при планировании показателей по расходам, связанным с выполнением государственного (муниципального) задания, в соответствии с п. 9, 11 Требований № 81н учреждение по согласованию с учредителем самостоятельно определяет направления расходов в пределах доведенных объемов финансового обеспечения (независимо от расчета нормативных затрат, использованных учредителем при установлении размера субсидии). Эти разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 13.12.2013 № 02-01-011/54916. В них также говорится, что в случае достижения экономии средств, предусмотренных на осуществление любого из направлений выплат (расходов), сэкономленные средства (их часть) могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения, в том числе на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением плана в установленном учредителем порядке. Главное условие: чтобы расходы были направлены на выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в полном объеме и с должным качеством и обоснованы.

В таблице представим порядок формирования показателей по выплатам в зависимости от источника финансирования.

Вид финансового обеспечения

Показатели по выплатам

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

Формируются самостоятельно (по согласованию с учредителем) на основании произведенных расчетов (обоснований) к плану ФХД расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, а также расходов на содержание имущества и уплату налогов

Субсидии на иные цели

Указываются в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из бюджета (в том числе направления их расходования), показатели также отражаются в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), которые учреждение составляет и представляет учредителю

Субсидии на осуществление капитальных вложений

Платные услуги (работы) сверх государственного (муниципального) задания в рамках основной деятельности

Формируются самостоятельно на основании прилагаемых к плану расчетов (обоснований) затрат, связанных с осуществлением данной деятельности (в том числе затрат на содержание имущества и уплату налогов), исходя из порядка определения платы, установленного учредителем

Поступления от иной приносящей доход деятельности

Детализация по видам расходов (направлениям расходов).

Показатели по выплатам отражаются в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2) плана ФХД в разрезе видов расходов по соответствующим кодам, сгруппированных по следующим направлениям:

– 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»;

– 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

– 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»;

– 500 «Межбюджетные трансферты»;

– 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»;

– 700 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

– 800 «Иные бюджетные ассигнования».

Указанные группировочные коды детализируются кодами по соответствующим элементам расходов.

Для справки: При определении кода ВР следует руководствоваться п. 5 «Виды расходов» разд. III «Классификация расходов бюджетов», приложением 3 «Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов)» Указаний по применению бюджетной классификации.

При планировании расходов необходимо учитывать особенности, предусмотренные Указаниями по применению бюджетной классификации, в части:

1) разграничения выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов:

– 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;

– 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

– 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

2) разграничения выплат при увольнении работников междуэлементами видов расходов 111 «Фонд оплаты труда» и 112;

3) разграничения расходов по уплате страховых взносовна выплаты физическим лицам в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров;

4) отнесения расходов, осуществленных за счет страховых взносов;

5) отнесения расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей.

Читайте также

  • План финансово-хозяйственной деятельности учреждений спорта: новый порядок составления
  • План финансово-хозяйственной деятельности учреждения
  • О распределении затрат между видами деятельности при их планировании

Детализация расходов по статьям, подстатьям КОСГУ осуществляется при составлении расчетов – обоснований расходов к плану ФХД.

КОСГУявляется группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. КОСГУ, относящиеся к расходам, включают следующие группировочные коды статей:

– 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»;

– 220 «Оплата работ, услуг»;

– 230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

– 240 «Безвозмездные перечисления организациям»;

– 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;

– 260 «Социальное обеспечение»;

– 270 «Расходы по операциям с активами»;

– 290 «Прочие расходы»;

– 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

– 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

– 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

– 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

– 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».

Группировочные статьи КОСГУ детализированы подстатьями по соответствующим элементам расходов.

Особенности определения кода КОСГУ содержатся в разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

Составление расчетов (обоснований)

Расчеты (обоснования) расходов являются неотъемлемой частью плана ФХД. Рекомендуемые формы расчетов (обоснований) содержатся в составе Требований № 81н (приложение 2). При необходимости эти формы могут быть изменены (с соблюдением структуры, в том числе строк и граф таблицы) и дополнены иными графами, строками, а также дополнительными реквизитами и показателями, в частности кодами показателей по соответствующим классификаторам технико-экономической и социальной информации. Кроме того, учреждение вправе применять дополнительные расчеты (обоснования) показателей согласно самостоятельно разработанным таблицам.

Как уже было указано выше, в плане ФХД показатели по расходам (выплатам) учреждения отражаются в разрезе видов деятельности (источников финансирования) и видов расходов, в расчетах (обоснованиях) – в разрезе видов деятельности, кодов ВР и КОСГУ. Таким образом, на этапе составления расчетов (обоснований) показателей в части общих расходов, которые относятся одновременно к нескольким видам деятельности (расходы на коммунальные услуги, услуги связи и пр.), необходимо осуществлять распределение затрат между источниками финансового обеспечения. Методы распределения общих расходов для этих целей должны быть предусмотрены и закреплены внутренним нормативным актом в учреждения.

Для справки: При сопоставлении (увязке) кодов видов расходов и КОСГУ необходимо руководствоваться приложением 5 «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

Расчеты плановых показателей по расходам (выплатам) формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ).

Расчет плановых показателей выплат за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания следует производить с учетом затрат, осуществляемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.

на выплаты персоналу и населению – группировочный код ВР 100 (в расчет таких выплат включаются заработная плата персонала; компенсационные выплаты; пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование);

на закупку товаров, работ, услуг – группировочный код ВР 240 (в расчет таких расходов включаются расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных, аренды, на содержание имущества, оплату прочих работ и услуг для обеспечения нужд учреждения (к примеру, по страхованию, в том числе обязательному страхованию гражданской владельцев транспортных средств, медицинских осмотров, информационных услуг, консультационных услуг, экспертных услуг, типографских работ, научно-исследовательских работ), договоров по приобретению нефинансовых активов);

на уплату налогов и иных платежей в бюджет – группировочный код ВР 850 (расчет (обоснование) налоговых платежей осуществляется исходя из объектов налогообложения, особенностей определения налоговой базы, налоговых льгот, оснований и порядка их применения, а также налоговой ставки, порядка и сроков уплаты каждого налога в соответствии с НК РФ. В расчет прочих платежей включаются(с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 10.08.2017 № 02-05-11/52212):

    штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);

    денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, выплачиваемая учреждениями-работодателями, в частности на основании судебных решений;

    плата за негативное воздействие на окружающую среду;

    платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации);

    платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества;

    платежи, связанные с обслуживанием автономными учреждениями их долговых обязательств;

    перечисление профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

    уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на денежную компенсацию работнику, преду­смотренную ст. 236 ТК РФ;

    перечисление средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности;

    возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (включая животных и продукты животного происхождения), в том числе по решению суда;

    расходы на оплату лицензий, разрешений на временный ввоз и вывоз имущества, включая вооружение.

Распределение общих расходов между видами деятельности

При осуществлении нескольких видов деятельности в учреждении должна быть предусмотрена методика планирования и учета затрат учреждения, включающая в себя методы распределения общехозяйственных и накладных расходов. Такой порядок может быть установлен учредителем либо учреждением самостоятельно в учетной исходя из отраслевой специфики деятельности учреждения.

Как правило, при планировании расходов применяются методы распределения общих расходов между видами деятельности, преду­смотренные для целей бухгалтерского учета. При этом целесообразно и для налогового учета использовать аналогичные методы с учетом норм налогового законодательства.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н в целях бухгалтерского учетараспределение общехозяйственных и накладных расходов производится одним из способов:

    пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

    пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

    пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Такой механизм допускается и в части распределения затрат, относящихся к бюджетной деятельности (в рамках субсидии) и к деятельности, приносящей доход (письма Минфина РФ от 02.10.2017 № 03-03-05/64008, от 27.06.2017 № 03-03-06/3/40354).

Как показывает практика, в государственных (муниципальных) учреждениях наиболее распространен метод распределения общих расходов пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов). Как видим, он применяется одновременно в целях бухгалтерского и налогового учета.

Необходимо отметить, что учреждение при выборе метода распределения расходов между источниками финансового обеспечения должно учитывать свои отраслевые особенности деятельности. Метод распределения общих расходов, который применяется в одних учреждениях, может быть неприемлем для других.

На примере рассмотрим применение при планировании расходов (выплат) метода распределения общехозяйственных расходов пропорционально доходам.

Пример.

В учетной политике автономного учреждения установлено, что общехозяйственные и накладные расходы, которые одновременно относятся к приносящей доход деятельности и к деятельности в рамках госзадания, распределяются пропорционально доходам.

Учреждение планирует в очередном финансовом году получить следующие доходы (данные условны):

Для распределения общих расходов (накладных и общехозяйственных) определяются доли планируемых доходов по соответствующим видам деятельности (в процентах) пропорционально сумме доходов следующим образом:

1) доля доходов по субсидиям равна 39% ((35 000 000 / 90 000 000) руб. х 100%);

2) доля доходов от приносящей доход деятельности равна 61% ((55 000 000 / 90 000 000) руб. х 100%).

Таким образом, при расчете общих расходов, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они распределяются в следующей пропорции:

– 39% относятся к деятельности в рамках выполнения госзадания;

– 61% – к приносящей доход деятельности.

Особенности отражения показателей по расходам (выплатам) в плане ФХД

В итоге данные, отраженные в расчетах (обоснованиях), обобщаются по видам деятельности и видам расходов. На основании обобщенных данных отражаются показатели в плане ФХД (показатели могут корректироваться, округляться в большую сторону).

При заполнении показателей по расходам (выплатам) в плане ФХД необходимо учитывать следующие особенности (нумерация строк приводится в соответствии с Приказом № 81н):

    показатели остатков средств на начало и конец года (по строкам 500, 600 в графах 4 – 10) отражаются на основе планируемых сумм остатков средств на начало и на конец планируемого года (если данные показатели планируются на этапе формирования проекта плана) либо фактические остатки средств при внесении изменений в утвержденный план после завершения отчетного финансового года;

    по строке 120 в графе 10 отражаются плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ осуществляется по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов, а также грантов, предоставляемых физическими и юридическими лицами, в том числе международными организациями и правительствами государств;

    по строкам 210 – 250 в графах 5 – 10 плановые показатели указываются только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения;

    плановые показатели по расходам на закупку товаров, работ, услуг по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4 – 6 по строке 0001 таблицы 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2.1).

Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг в таблице 2.1 отражаются следующим образом:

    по строке 1001 отражаются суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 отражаются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ;

    по строке 2001 – в разрезе года начала закупки суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Федеральному закону № 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10 – 12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупках учреждения (подразделения).

При заполнении таблицы 2.1 должны выполняться следующие контрольные соотношения:

Показатель

Соотношение

Показатель

Строка 0001 по графам 4 – 12

Строка 1001 + строка 2001 по соответствующим графам

Графа 4 по строкам 0001, 1001, 2001

Графа 7 + графа 10 по соответствующим строкам

Графа 5 по строкам 0001, 1001, 2001

Графа 8 + графа 11 по соответствующим строкам

Графа 6 по строкам 0001, 1001, 2001

Графа 9 + графа 12 по соответствующим строкам

Строка 0001 по графам 7 – 9 (для бюджетных учреждений)

Строка 260 по графам 5 – 8 таблицы 2 на соответствующий год

Строка 0001 по графам 7 – 9 (для автономных учреждений)

Строка 260 по графе 7 таблицы 2 на соответствующий год

Строка 0001 по графам 10 – 12

0 (данное соотношение должно выполняться, если все закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ)

В заключение отметим, что в плане ФХД справочноуказываются суммы публичных нормативных обязательств, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления в установленном порядке переданы учреждению, бюджетных инвестиций (в части переданных согласно БК РФ полномочий государственного (муниципального) заказчика) при принятии учредителем учреждения соответствующего решения на основании нормативного правового акта (таблица 4). В этой таблице также указываются сведения о средствах во временном распоряжении учреждения (исходя из планируемого объема поступлений данных средств). Причем подробные сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение, отражаются в таблице 3.

По решению учредителя в табличной части плана может отражаться иная информация с соблюдением структуры (в том числе строк и граф) и дополнением (при необходимости) иными строками и графами.


субсидии КОСГУ оплата труда

План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.


Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности


Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:

  • внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
  • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
  • включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

  • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:

  • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на иные цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Структура ПФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за пользование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.

Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.

Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

  • по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
  • по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.

Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

  • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.