Вконтакте

Одноклассники


Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная… лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. В дело шли камень (пирит, ) и металл (золото, серебро, бронза, олово, медь). Возраст самых древних зеркал - около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только было, мягко говоря, немного искаженным.

Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Довольно долгое время делали и продавали только в Венеции. Однако в ХVII веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата - всего 3 тысячи! Министр считал, что грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это «великолепие» слишком дорого обошлось стране. И Кольбер решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура.

Именно во Франции придумали получать стекло не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Плоское стекло «смачивал» ртутью и приклеивали таким образом на его поверхность тонкий слой олова.


В Средние века зеркало не жаловали. Зеркала того времени – выпуклой формы с темной поверхностью – вызывали суеверный страх и именовались не иначе как зеркалами колдуний. Каждая приличная ведьма имела в своем арсенале не только большой котел для приготовления снадобий, но и маленькое зеркало. Его полагалось подпитывать светом полной луны, а днем прятать от солнца. Считалось, что с помощью этого магического предмета ведьма может наводить порчу и сглаз, вызывать дьявола и удерживать взаперти демонов и злых духов.

Инквизиция смотрела на зеркала с подозрением. Так, в 1321 году девицу Беатрис де Планиссоль обвинили в ереси и приговорили к пожизненному заключению только за то, что среди ее вещей было найдено зеркало. Сам факт обладания такой вещицей мог привести женщину не только в тюрьму, но и на костер. Недолюбливали зеркала и на Руси – вплоть до XVII века их не выставляли напоказ, а занавешивали тафтой или прятали в сундуках.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

В России в эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве - «амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место. В XIIV веке строгая готика сменилась пышным барокко. Ну, как тут обойтись без зеркал! Они использовались и как отделка стен и каминов во дворцах, и как украшение скромного жилища простых граждан. К началу XVIII века на смену барокко пришло рококо, самый изнеженный и утонченный стиль. Тут уж строятся целые зеркальные комнаты и галереи. В Версальской зеркальной галерее, например, 306 зеркал как бы раздвигали стены помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр. Потом рококо сменилось строгим классицизмом - зеркала стали украшать парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения. С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода.


С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Другая легенда гласит, что Пресей убил Медузу-Гаргону, используя зеркальное отражение своего щита. Ее взгляд должен был превратить героя в камень, но заслонясь и не встречаясь с Медузой взглядом, он смог отрубить ей голову, видя лишь ее отражение.


Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Предмет зеркало - широко использовалось в произведениях древней китайской литературе. Древние литераторы зачастую с зеркалом сравнивали полную луну, или честного благородного мужа. Иногда зеркало служило метафорой человека проницательного ума с широкими взглядами на мир. Выражение «Разбитое зеркало вновь обрело прежний вид» обозначает счастливое воссоединение ранее разлученной супружеской пары.


История это произошла в 9 веке нашей эры, когда на севере Китая правила могущественная династия Суй, а юг страны был раздроблен, там находилось множество мелких удельных царств. Государство Чэн со столицей Цзянькан как раз и было одним из таких удельных царств. Династия Суй давно хотела присоединить к своим владениям земли Южного Китая и в любой момент была готова атаковать южные царства.

Сюй Дэянь был камергером императора государства Чэн по имени Чэн Шубао. Сюй был женат на младшей сестре императора принцессе Лэчан. Молодая супружеская чета жила в любви и согласии сильно любили друг друга. Сюй хорошо знал ситуацию в царстве, он глубоко переживал слабость власти и упадок Чэн. Он понимал, что страна стоит перед неминуемой гибелью.

Однажды он, опечаленный, сказал жене: « В нашем царстве скоро начнутся большие волнения. Мне придется встать на защиту императора и нам тогда придется разлучится. Но если мы живы, мы обязательно будем вместе. Находясь в разлуке мы должны оставить талисман, как свидетельство наших чувств и надежду на будущую встречу».

Принцесса ЛэЧан была полностью согласна со своим мужем. И тогда Сюй Дэянь принес одно бронзовое зеркало и расколол его на две части, оставив одну часть себе, а другую отдал жене, наказав ей бережно хранить ее. Сюй сказал ей, что если они надолго расстанутся, то 15 числа 10 месяца по лунному календарю пусть она попросит слугу продать половину зеркало на рынке. Он обязательно придет на зов возлюбленной и с помощью своего осколка восстановит зеркало. Так они снова будут вместе.


Количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

Существуют поверья и мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, привидения. Возможно это связанно с тем что в древности люди верили что зеркала не только отражают внешний вид человека, но и его душу, а так же могут ее хранить в себе. Таким образом, лишенные по легендам души, вампиры, не могли отражаться в зеркалах.

На Руси зеркала наделялись магическими свойствами: ни одно святочное гадание не обходилось без ровной зеркальной глади, повторяющей трепет огонька свечи. Молодые девушки старались увидеть в отражении своего суженого.

Статьи на тему:

  • План Третьей мировой от 1951 года Начиная с 1945-го и по начало 60-х США разработал около 10 программ нападения на СССР. Особенно активно планы агрессии против нашей […]
  • Привет жополизу с «Уралвагонзавода»! Министерство обороны России приостановило закупку бронетехники на пять лет. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил начальник Генерального штаба […]
  • В него мы смотримся каждый день по нескольку раз. Представить себе жизнь без этого предмета уже невозможно. Однако были времена, когда люди обходились и без него. Хотя и не совсем: своим отражением любовались, глядя в лужи, ручьи и реки. Чуть позже возникла потребность в более четком изображении, тогда и появились зеркала, историю которых мы расскажем в нашей статье.

    История первых зеркал

    Самые ранние рукотворные зеркала, в виде кусков полированного черного вулканического стекловидного камня - обсидиана, - нашли на территории современной Турции, в Анатолии. Их возраст относят к 6000 г. до н.э.

    Одними из первых, кто стал пользоваться искусственными рефлекторами , были и древние египтяне. Они производили зеркала из полированной меди и украшали обратную сторону орнаментом. В 2900 г. до н.э. столь привычный для нас аксессуар появился в Китае, там его делали из бронзы.

    Около 2 тыс. лет до н.э. нужда в рефлекторе появилась и у жителей Центральной и Южной Америки.

    В качестве зеркала они использовали идеально отполированную железную руду. Позже появились другие материалы и более сложные изделия. Один из самых популярных образцов культуры классической Мезоамерики - мозаичные пиритовые зеркала, которые были в широком употреблении в знаменитом городе Теотиуакане.

    Что-то похожее на современное зеркало начали изготавливать в 1 г. н.э. Тогда римляне брали стекло и наносили на его тыльную часть тонкий слой свинца, золота или олова. Это были первые попытки изобрести стеклянное зеркало, которым мы пользуемся сейчас.

    История современного зеркала

    Историю современных зеркал принято отсчитывать с XIII в., а точнее с 1240 г. Тогда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Однако настоящее стеклянное зеркало изобрел итальянский монах-францисканец Джон Пекам. Он описал весь процесс производства:

    «Из стекла необходимо выдуть шар и влить в него через трубку расплавленное олово, которое должно растечься ровным слоем по поверхности сосуда. Подождать пока шар остынет, и после разбить его на куски».

    Такое зеркало, конечно, имело много изъянов, главный из которых - вогнутые осколки, искажающие изображение. Однако, в отличие от предшественников, эта поверхность хотя бы была яркой и чистой.

    Конечно, со временем и эту технологию усовершенствовали.

    В начале XVI в. мастера научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль. Эти половинки раскатывали на медной столешнице и наносили на них амальгамы . Так обычное стекло превращалось в зеркало.

    Но и это не предел совершенства.

    Поистине революционным оказалось производство зеркал немецкого химика Юстуса фон Либиха. В 1835 г. он добавил в привычный состав серебро, таким образом получив более ясное и четкое изображение. К слову, эта технология сегодня практически не изменилась, и ее до сих пор используют в изготовлении зеркал.

    Тайны вокруг зеркал

    Как только появились зеркала, сразу же появились и легенды, связанные с этим магическим предметом. Например, в Мезоамерике этот аксессуар считался важным элементом религиозных обрядов.

    Одним из самых распространенных заблуждений среди народов майя, ацтеков и тарасков была уверенность в том, что зеркала - порталы, с помощью которых можно общаться с богами и потусторонними силами.

    А в средневековый период (до XIII в.) от стеклянных зеркал и вовсе избавлялись. Считалось, что дьявол смотрит на мир с противоположной стороны отражающей поверхности. Модницы той поры должны были использовать металлические полированные поверхности или того хуже - прихорашиваться у мисок с водой.

    Суеверной страной оказалась и Россия. В 1666 г. Православная церковь запретила использование зеркал священниками. И вообще зеркала считались дьявольским изобретением, обращаться с которыми надо аккуратно. В связи с этим возникло множество поверий. Сегодня они нам кажутся смешными, но раньше люди к ним относились очень серьезно. Например, человеку, разбившему зеркало, не будет везти в течение 7 лет. Но можно было избежать этой печальной участи. Для этого неуклюжему надо извиниться перед зеркалом, а затем похоронить его осколки согласно всем ритуалам.

    Многие, наверняка, знают и это поверье: если умер человек в доме, то по обычаю все отражающие поверхности необходимо закрыть покрывалами или простынями. Задумывались ли вы, зачем это делается? Считалось, что зеркало - это ловушка дьявола, закрывая которую, родственники уберегают душу умершего от заточения.

    Тайное применение зеркал

    Сегодня зеркала применяют повсеместно: в быту и на производстве, они являются важными компонентами большинства изобретений, таких как телескоп, видеокамера, лазер и т.д. Мы об этом знаем, и это не является секретом.

    Но когда-то свойство рефлективности использовали и в тайных целях.

    В течение двух веков шпионы из Испании и Франции с помощью зеркал кодировали и расшифровывали тайные послания. Эта секретная система была изобретена в XV в. итальянским художником и ученым Леонардо да Винчи. Он любил шифровать свои письма в зеркальном отражении, эту кодировку он зачастую использовал и на своих полотнах.

    Зеркала также были частью и другого великого изобретения того времени - перископа . В военное время возможность незаметного подглядывания за врагом спасла немало жизней. В Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.) зеркала использовали для ослепления противника. Согласитесь, когда тебе в глаз светит яркий луч солнца, очень сложно прицелиться.

    Завершить наш рассказ о зеркалах хотелось бы еще одним поверьем. Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает энергию. А значит информация, «запомненная» зеркалом, воздействует на подсознание. К слову, если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, то в скором времени вы не будете довольны и своим самочувствием. Чтобы этого не случилось, по мнению специалистов, перед зеркалом надо чаще улыбаться и, напротив, как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа. Однако верить этому или нет, решать только вам.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    История зеркал

    История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись бронза и серебро. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.

    С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и: специальными тазиками с водой. Тщательно отполированные зеркала широко использовались для исцеления больных. Ими лечили туберкулез, водянку, оспу и любые психические болезни. Поразительно - многие страждущие действительно выздоравливали. Считается, что металлы теплых оттенков (бронза, латунь, золото, медь) поглощают "холодные", угнетающие энергии и отражают "теплые", "солнечные". Металлы холодных оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных материалов, предки проводили биостимуляцию организма. Больной начинал активнее сопротивляться болезни.

    Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

    Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были: вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность. В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля.

    Начиная с 16 века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. С помощью игр с отражением познавали и изменяли будущее, вызывали темные силы, умножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов. Трезвомыслящие люди находили зеркалам более полезное применение. Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Главной особенностью криптограмм была их «вывернутость наизнанку». Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемые. Таким же древним изобретением был перископ. Возможность наблюдать за врагами незамеченным с помощью системы взаимно отражающих зеркал спасла немало жизней воинам ислама. Детская игра в «солнечные зайчики» почти повсеместно использовалась всеми сражающимися сторонами во время знаменитой Тридцатилетней войны. Сложно прицелиться, когда вам слепят глаза тысячи зеркалец.

    На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Благочестивые люди его избегали. Церковный собор 1666 года запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. Возможно, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

    В 1900 году на Всемирной парижской выставке большим успехом пользовались так называемые Дворец Иллюзий и Дворец Миражей. Во Дворце Иллюзий каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное полированное зеркало. Зритель внутри этого зала видел себя затерянным среди 468 своих двойников. А во Дворце Миражей, в таком же зеркальном зале в каждом углу была изображена картина. Части зеркала с изображениями «перелистывались» при помощи скрытых механизмов. Зритель оказывался то в необыкновенном тропическом лесу, то среди бесконечных залов арабского стиля, то в огромном индийском храме. Хитрости столетней давности в наше время взял себе на вооружение знаменитый фокусник Дэвид Копперфильд. Его известнейший трюк с исчезающим вагоном целиком обязан Дворцу Миражей.

    Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками. Для снятия усталости предлагается использовать закон бинокулярного зрения. Каждый, кто от переутомления начинает плохо видеть, может поставить перед собой горящую свечу. За ней, на расстоянии 5-10 см, расположить зеркальце и попеременно смотреть то на пляшущий огонек, то на его отражение. Живой огонек, особенно его кончик, будет попеременно возбуждать рецептивные поля сетчатки человека и косвенно клетки лобных долей мозга, которые, получив информацию от правого глаза и левого, построят образ живого огня. Именно этот образ разгрузит мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавит от начинающегося расстройства.

    Геопатогенные зоны многие считают выдумкой. Но это - научно установленный факт. Энергопотоки, возникающие на месте аномалий земной коры, приносят ощутимый вред здоровью. Геопатогенную зону в вашей квартире поможет обнаружить обычная домашняя кошка. Она будет активно избегать места, где проходит поток. А справиться с вредным излучением поможет: обычное зеркало. Положив его под линолеум или ковровое покрытие, отражающей поверхностью вниз, можно существенно снизить, а иногда и вовсе избавиться от болезнетворного излучения. Однако специалисты по биолокации настаивают на том, что зеркало так же успешно отражает и полезную энергию, приходящую из космоса. Поэтому класть «волшебное стекло» блестящей поверхностью вверх категорически запрещено.

    Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит – «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, "запомненная" зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание. Есть также версия, что человек - единственное из живых существ, способное узнавать себя в зеркале. Зеркало - главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

    Популярное китайское учение фэн-шуй придает зеркалам особое значение. Они являются своеобразными «перераспределителями» жизненной энергии в правильном направлении. Чтобы домашний очаг был гармоничным, зеркала категорически запрещается размещать в спальне напротив кровати и в коридоре напротив входной двери. Напротив: зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие. Отрицательно скажется на мироощущении хозяев и интерьер, выполненный с использованием зеркальной плитки, в которой «дробится» отражение. Такая плитка должна быть расположена таким образом, чтобы в ней исключалось прямое отражение жильцов. Зеркала по возможности должны быть большими. Уходя на работу, полезно оставить перед домашним зеркалом любую денежную купюру - пусть финансы отражаются и множатся.

    Оттоманское зеркало

    Турецкий народ традиционно поворачивал зеркала отражающей стороной к стене, если они не использовались. Это делалось в основном из-за предрассудков относительно тщеславия и чрезмерного использования зеркал. Поскольку большую часть времени зеркала висели своей отражающей стороной к стене, традиционно повелось использовать обратную сторону зеркала в декоративных и орнаментальных целях. Турецкие мастера производили большое разнообразие рам для зеркал - деревянные, из слоновой кости, железа, серебра, перламутра и золота, украшенные различными мотивами, выполненными такими техниками как резьба, инкрустация, рельеф и гравировка.

    Самые богатые семьи использовали зеркала, обратная сторона которых была золотая и инкрустирована драгоценными камнями. Серебро же было наиболее распространенным материалом для обрамления зеркал.

    Производство зеркал

    Нет ни одной квартиры в мире, в котором бы не было зеркала. На самом деле история зеркала уходит в далекое прошлое. Возраст самого древнего зеркала на земле — около семи тысяч лет. До изобретения зеркального использовались камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

    Существует легенда о том, что Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите прекрасного Персея. Ученые археологи считают, что самые ранние зеркала — найдены в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие около 7500 лет. Однако ни в одно античное зеркало нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

    Всем известен древнегреческий миф о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде, как в зеркале. Во времена Древней Греции и Древнего Рима, состоятельные люди могли позволить себе купить зеркало из полированного до блеска металла. Изготовление такого зеркала было не простым занятием, а отполированные зеркала из стали или бронзы величиной были не больше ладони. К тому же поверхность такого зеркала быстро окислялась и ее приходилось постоянно чистить.

    Специалисты в области языковедения полагают, что слово — зеркало — пришло из Древнего Рима — латинское написание выглядело как — spektrum. Затем это слово претерпев в разных языках фонетический, морфологический, лексический перевод стало использоваться повсеместно. Например, в немецком языке оно превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало).

    Изобретение зеркала в современном понимании можно отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать обычное стекло тонким слоем свинца.

    Первыми производителями зеркала стали Венецианцы. Технология была довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась , и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало эти слои, а из них тем временем вынималась бумага. Венеция ревностно охраняла свою монополию на зеркала.

    В 1454 году Дожи издали приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевали вернуться на родину. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром. Несмотря на то, что подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало.

    Французский король Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

    Таким процесс производства зеркала оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл факт того, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясное изображение в зеркале.

    При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

    Возможность видеть себя со стороны привела к колоссальным последствиям: европейцы стали больше контролировать свое поведение (и даже выражение лиц), выросла эмансипация отдельной личности, усилилась философская рефлексия (ведь даже это слово означает «отражение»). Когда в Европе в конце XIX веке возникли проблемы с самоидентификацией человека, это нашло выход в повышенном внимании к зеркалу.

    Оснащение помещений зеркалами имеет в России, ее дворцах и дворянских усадьбах двухсотлетнюю историю. В бальных залах, светлых и высоких, русское дворянство с целью создания эффекта пространства уделяло особое внимание размещению и зеркал.

    Еще лет десять назад обычный зеркальный набор в интерьере квартиры ограничивался зеркалами в ванной комнате, прихожей и в шкафу. С развитием евроремонта, эксклюзивного интерьера, искусство применения зеркал в помещении обрело второе дыхание.

    Интересная тенденция последних лет — отход от зеркала как предмета утилитарной функции и применение для усиления иллюзии света и простора, скрывания недостатков планировки жилища. Объяснение этому очень простое. Мы все еще испытываем дефицит метров, неудобства планировки и другие архитектурные недостатки. Зеркало — очень мощный инструмент в решении таких проблем. Правильное распределение источников света и его отражения существенно раздвигает рамки помещения, создавая иллюзию бесконечности пространства.

    Плоскость зеркала подвергается дизайнерским экспериментам: ее всячески расчеркивают, разрисовывают, «состаривают», придают цветность, используют отражающие свойства листового металла. Для украшения зеркал используют багет.

    Сколько раз мы слышали или читали сказку о злой королеве и прекрасной Белоснежке! - К огорчению королевы, волшебное зеркало считало самой красивой на свете Белоснежку. Кто может сказать, сколько раз женщины искали в зеркале ответ на волнующий вопрос?! Зеркало, к сожалению, молчит, потому что оно не волшебное, и каждый должен сам угадывать ответ.

    Когда-то давно человек в первый раз наклонился над родником напиться и увидел на поверхности воды самого себя. Поскольку прежде он никогда не видел своего лица, то очень испугался и подумал, что на него смотрит водяной. Быть может, именно поэтому наша фантазия создала так много водяных духов с человеческим обликом, с хвостом и без него. Согласно греческой мифологии, реки и озера в старину буквально кишели ими, свободного пространства у них было столь же мало, как в теперешнее время летом на пляже. Позднее человек догадался, что в воде он видит собственное отражение, но само явление оставалось по-прежнему для него необъяснимым и загадочным. Осталось желание вновь и вновь смотреть на себя. Так возникла потребность в зеркале, вместе с тем человек начал искать более надежные способы удовлетворить свое желание, чем гладь воды. Для этой цели подходили отполированные камни, например обсидиан и пирит, металлы с блестящей поверхностью - медь, бронза, серебро и золото, горный хрусталь и даже темная древесина. Эти материалы были в большинстве своем дорогими, и для простого народа еще долгое время единственным "зеркалом" оставалась поверхность воды. В мифологии многих народов сохранились предания, связанные с зеркалом. Наиболее известна из них, пожалуй, история о прекрасном юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение в родниковой воде и не нашел сил отойти от родника. В наказание за самовлюбленность и кокетство боги превратили юношу в цветок - нарцисс, ставший позднее символом забвения и смерти.
      
      О человеке, первым изобревшем зеркало, имеется неисчислимое множество версий. По библии, им был Тубал-каин, первый на земле медник. Египетские и древнееврейские зеркала были большей частью медные. По Гомеру, у жены Одиссея Пенелопы было золотое зеркало. В Риме предпочтением пользовались серебряные зеркала, оборотная сторона которых была покрыта золотыми пластинами. Необычайно красивые зеркала изготовляли вплоть до прошлого столетия в Китае и Японии. У китайцев зеркальный сплав состоял из 80 частей меди, девяти частей свинца и восьми частей сурьмы. Китайские зеркала были круглыми по форме, с диаметром 10-20 см. Древнейшее японское зеркало является якобы подарком бога Солнца и входит в регалии империи.
      Изначальное и важнейшее назначение зеркала было, конечно, чисто утилитарное - видеть собственное отражение. Лишь позднее оно стало приобретать и другие функции, декоративные или ритуальные. К третьему тысячелетию до н. э. относятся в египетском искусстве изображения круглого ручного зеркала. Такие зеркала обнаружены и в захоронениях. Как предмет роскоши зеркало быстро превратилось в произведение прикладного искусства. Оборотную сторону использовали для декора.
      Есть предположение, что в Египте и Риме, где производство стекла достигло к тому времени высокого уровня, встречались и стеклянные зеркала. По сведениям римского писателя Плиния, в Сидоне (на Ближнем Востоке) изготовляли стеклянные зеркала с темной поверхностью, которые могли быть имитацией древних обсидиановых зеркал. К сожалению, до нас не дошло ни одного стеклянного зеркала античной эпохи.
      
      После распада Римской империи и античной культуры в Европе наступила продолжительная пауза в производстве как стекла, так и зеркал. Маловероятно, конечно, что женщины в течение почти целого тысячелетия не питали интереса к своей внешности. Очевидно, они пользовались металлическими зеркалами, хотя первые средневековые зеркала сохранились лишь с тринадцатого века. Они изготовлены из полированного металла или горного хрусталя. О существовании зеркал упоминается и в средневековой литературе. В 625 году римский папа Бонифаций Четвертый послал в подарок английской королеве Этельберге серебряное зеркало. Изображения ручных зеркалец и зеркальных шкатулок обнаружены и в Шотландии на каменных скульптурах, датируемых 7-9 веками. Французский философ Винсент Бове писал в 1250 году, что самыми лучшими являются стеклянные зеркала, покрытые свинцом. В Германии зеркала стали изготовлять на рубеже 13-14 веков.

      
      Четырнадцатый век вошел в историю европейской культуры как галантный век, когда в центре внимания утонченного светского общества была элегантно одетая женщина. Зеркало стало незаменимым предметом туалета светской дамы. Появились большие и маленькие настенные, круглые и овальные ручные и миниатюрные карманные зеркала. Оборотную сторону украшали прекрасные миниатюры, изображающие обычно любовные сцены. В средневековье предпочитали чуть выпуклые зеркала. Сферические зеркала в средневековье изготовляли из шарообразных стекол, изнутри их покрывали амальгамой и разделяли на сегменты.
      Массовому распространению зеркал способствовало основание на острове Мурано в 13 веке стекольных мастерских. Зеркала изготовляли из надувного стекла, оборотную сторону покрывали графитной амальгамой. Венецианские зеркала завоевали популярность во всей Европе, их производство продолжалось до 17 века. Затем постепенно первенство захватила Франция, где в 1688 году был найден метод плавки зеркального стекла. Вместе с этим зеркало приобрело новую функцию - оно стало важным элементом внутреннего оформления помещения. Листовое стекло можно было плавить в заметно больших размерах, чем надувное, зеркальными теперь стали стены от пола до потолка и даже потолок. Появились зеркальные комнаты и целые зеркальные галереи. В Версале, например, зеркальная галерея насчитывает 306 зеркал. Использовались возникающие при этом новые и неожиданные оптические эффекты.
      
      Зеркалами украшали не только большие бальные залы, они были и в других помещениях. Чем меньше и интимнее было помещение, тем красивее зеркало, в результате оно почти утеряло свое основное назначение, главенствующим стало его обрамление. Каких только декоративных материалов не использовалось для декора! Прежде всего экзотическая древесина, а также местные ценные породы деревьев (орех, травленое грушевое дерево) и даже простая позолоченная древесина. Из металлов использовали полированную сталь, бронзу, позолоченное серебро. Венецианские мастера достигли непревзойденного мастерства в применении стекла как элемента оформления рам. Маленькую поверхность зеркала с выгравированной посередине грациозной женской фигуркой или растительным орнаментом обрамляли нежно-синие и розовые стеклянные цветы, листья, лозы. Одно из таких зеркал, подарок правительства Венеции, попало позднее в качестве приданого в Эстонию.
      То, что человек мог видеть себя в зеркале, породило с самого начала веру в магические свойства зеркала. Бытовало, например, мнение, что младенцам, не достигшим года, нельзя разрешать смотреть в зеркало, иначе они вырастут кокетливыми и высокомерными. Греческий философ Платон рекомендовал пьяным и озлобленным глядеть в зеркало, чтобы прочувствовать свой стыд и пороки. Сократ предостерегал молодых: если они видят себя в зеркале красивыми, не следует разрушать эту красоту безобразным поведением и неблаговидными поступками. Те же, кто видит себя в зеркале некрасивым, должны стремиться исправить недостаток природы прилежанием и разумом.
      
      В Греции смотрели в зеркало, чтобы узнать, выздоровеет ли больной. Александр Македонский и царь Соломон якобы имели зеркала, в которых они могли видеть будущие события. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла Гефест сделал своему другу - богу вина Дионису такое зеркало, с помощью которого тот мог создавать существа по своему подобию.
      Довольно обширный трактат о зеркалах опубликовал на рубеже 17-18 веков журнал "Journal des Luxus und der Moden". Это было восхваление прекрасных свойств зеркала; здесь я привожу лишь некоторые из них:
      "Зеркало - символ правды и честности. Если хороший друг - лучший подарок всевышнего, то вторым его даром можно считать зеркало. С какого времени во Франции появились утонченные манеры? С того времени, как правительство Кольбера (17 век) сделало доступным для всех зеркало. Почему раньше в Италии уровень культуры был выше, чем во Франции? Потому что в Италии начали раньше пользоваться зеркалами. Почему парижане образованнее провинциалов? Потому что в провинции зеркал меньше, чем в Париже. Почему наши дамы стали одеваться с большим вкусом и носить более красивые прически? Потому что появились зеркала, в которых дамы могут видеть себя с головы до ног. Почему в монастырях заметно стремление к свободе? Почему монашки так охотно покидают кельи? Потому что в монастырях нет зеркал. Мужчины и женщины в крупных городах носили бы на лице печать своих грехов, если бы не зеркало, которое помогает им маскироваться. Зеркало, однако, не только оставляет приятное впечатление, оно воздействует на нас. Характер улучшается, когда мы видим, сколь безобразным делает нас злость. Так же, как совесть является зеркалом наших мыслей, так и зеркало является совестью нашей внешности. Из всего этого следует, что зеркало, без сомнения, одно из полезнейших открытий".
      
      Что из вышеприведенного считать заслугой зеркала, оставалось решать, конечно, читателю. Действительная же причина, побудившая автора этих строк столь восторженно отзываться о зеркале, выясняется в конце статьи, где автор скромно замечает, что у него можно купить зеркало любого размера и любой цены. Упомянутый в начале статьи Кольбер был министром Франции, по инициативе которого стала развиваться стекольная промышленность. В числе его наследства было обнаружено несколько зеркал, одно очень большое венецианское, размером 0,6х1 метр, оценивалось в 8000 ливров. Для сравнения отмечу, что значившаяся в этом же списке картина Рафаэля оценивалась всего в 3000 ливров.
      Среди зеркал отдельную группу образуют кривые зеркала, возле которых даже мрачный человек начинает смеяться самым здоровым смехом - смеяться над собой.
      
      Волшебных зеркал, которые могли бы дать ответ красавицам, как в сказке о Белоснежке, нет. Но некоторые чудесные зеркала изготовляли все же, в том числе и на Дальнем Востоке. Самое интересное зеркало сделал своей возлюбленной якобы один китайский художник, в нем женщина до конца своей жизни видела в зеркале себя молодой и красивой. Близки к нему и продававшиеся у нас в старину на ярмарках простые зеркальные осколки, прикрепленные к раскрашенной дощечке на скрученной из проволоки ножке. По мере того, как старел его обладатель, тускнело зеркало и становились незаметны морщины.
      Испокон веков человек хотел знать, кто самый умный, самый сильный, самый умелый, самый красивый. Если в спорте эти вопросы решали состязания, то о красоте исчерпывающий ответ давало зеркало. И поныне смотрят девушки в зеркало с немым вопросом на устах: "Свет мой, зеркальце, скажи...".