Зловещее коричневое пятно на крыле, пузырь на краске в нижней части двери, внезапно намокшие после проезда большой лужи - все это явные признаки того, что вашу машину начала подтачивать такая медленная убийца, как ржавчина.

Ржавчина. Многие ее недооценивают. Многие не знают, что именно эта несерьёзная на первый взгляд беда регулярно отправляет на свалку десятки тысяч автомобилей. Но проблема предотвратима, и с ней можно и нужно бороться!

С металлами на основе железа борьба с окислением может быть Сизифовым трудом, ведь даже несмотря на передовые покрытия и сплавы, разработанные профессиональными химиками и инженерами, нестабильный химический состав стали в своей изначальной форме означает, что она всегда будет подвергаться ржавлению в естественной среде. Впрочем, это вовсе не означает, что ваша машина обречена. Понимая процесс окисления металла и зная проблемные участки на кузове вашего автомобиля, вы сможете продлить жизнь своему автомобилю.

Можно ли избежать встречи с ржавчиной?


В то же время необработанная сырая листовая сталь может очень долго сопротивляться ржавлению, не рассыпаясь на составные части в течение нескольких лет.

Отсюда мы можем сделать первый вывод: если вы покупаете автомобиль (даже если это новая модель и машину забираете из салона), обязательно пробегитесь по форумам и поищите, ржавеют ли данные модели автомобилей конкретного года выпуска. Иначе вам может очень не повезти и вы попадете на какую-нибудь партию машин, в которой, по неизвестной причине, была применена сталь ненадлежащего качества. Как вы понимаете, такие автомобили будут гнить. Такие случаи редки, но бывают. Поэтому будьте бдительны.

Вот вы стали обладателем или давно являлись владельцем автомобиля. Если вы приобрели новую машину и рассчитываете использовать ее на протяжении долгого периода времени - от пяти лет и выше, поздравляем, у вас есть шанс увидеть все этапы развития разрушения кузова.

Рассмотрим три основных вида ржавчины, а затем обсудим, как ее можно избежать или «вылечить».

Поверхностная ржавчина (первая стадия)


Первые признаки проблемы появляются в трещинах и царапинах на краске. Уровень сложности: легко исправить .

Ржавчина «охотится» на структурные и химические примеси в металлических сплавах на микроскопическом и молекулярном уровнях. Чистое железо не окисляется так агрессивно, как более дешевый материал с большим количеством примесей. Это легко понять, если взглянуть на старые детали от премиальных немецких автомобилей 70-х, 80-х годов. Даже неокрашенные элементы, находясь на открытом воздухе, под дождем и снегом, хоть со временем и покроются ржавчиной, но проникновение окисления будет не настолько глубоким, как в случае с машинами 90-х и нулевых годов XXI века.

Дело в том, как вы понимаете, что использовались более качественные сплавы, что помогало заложить большую износостойкость во все детали автомобиля, в том числе и кузов.

К сожалению, железо не особенно хороший материал для создания автомобилей. Добавление небольшого количества углерода в железо создает сталь, которая предлагает значительное улучшение гибкости, прочности на растяжение и формуемости при прессовании панелей. Но по определению это добавляет примеси - примеси, которые ускоряют процесс ржавления.

Вторая стадия (начинается проникновение в структуру металла)


Химический процесс разрушает поверхность и уменьшает прочность металла.

Распространение ржавчины вглубь стали зависит от множества разнообразных факторов:

сплава, толщины детали, окружающей среды (наличие снега, реагентов, ускоряющих процесс разложения, перепадов температуры) и типа термообработки детали.

Легирующие элементы, такие как никель и хром, могут добавляться для предотвращения ржавчины, но ничто не способно на 100% защитить деталь — все в конечном итоге корродирует.

Реагент - это вообще отдельная тема. Эффект ржавления ускоряется наличием любого вида соли. Соли с дороги и другие загрязняющие элементы, растворенные в воде, действуют как электролиты. Попадая на незащищенное место, где происходит химическая реакция, они значительно ускоряют обмен молекулярных компонентов.

На практике можно сказать следующее: грязный автомобиль ржавеет быстрее чистого. Это также объясняет давно отмеченный факт, почему автомобили в странах с северным климатом, где соли и реагенты используется зимой, склонны к гниению.

Проникающая ржавчина (третья стадия)


После длительного воздействия процесса окисления сталь превращается в хрупкий оксид железа. Образуются сквозные отверстия.

Автопроизводители много делают, чтобы попытаться предотвратить коррозию. Огромное количество испытаний и целые разделы материаловедения посвящены сохранению кузова вашего автомобиля. Компоненты из алюминия и магния очень помогают в борьбе с ржавчиной. Они практически не подвержены окислению, а их запаса прочности хватит на десятилетия вперед. Однако эти металлы достаточно дороги, чтобы их можно было использовать для такой большой детали, как кузов.

Современная листовая сталь еще на этапе ее производства на сталелитейном заводе выходит с разнообразными защитными покрытиями. На автомобильном заводе к этому добавляются дополнительные защитные покрытия, в том числе оцинковка и толстый слой поверхностной защиты днища автомобиля, который в буквальном смысле запечатывает кузов от воздействия элементов кислорода и разрушительной внешней среды.

Увы, со временем любая стирается, истончается и в некоторых местах полностью уходит. Металл оголяется, начинается процесс разрушения.

Совет: немногие так делают, но важно минимум раз в год, после зимы, обследовать чисто вымытый (в идеале вымыть нужно и днище) автомобиль на наличие повреждений защитного слоя. В том случае если обнаружен скол или глубокая царапина, дошедшая до металла, потребуется нейтрализовать повреждение, прекратив доступ воздуха к поврежденной части поверхности.

В зависимости от глубины и места повреждения для этих целей возможно использование грунтовки с последующим нанесением краски (при небольшом повреждении), преобразователя ржавчины, с герметизацией очага от доступа кислорода, нанесение антикора на днище, если защитный слой внизу был поврежден в нескольких местах. При среднестатистической эксплуатации его повреждение происходит через три года.

Бдительность и уход за автомобилем - вот залог длительной работы кузова.

Профилактика


Лучший совет самый очевидный: регулярно мойте автомобиль, чтобы очистить кузов и днище (хотя бы раз в год, после зимы) от грязи и солей, которые приводят к коррозии. Не столь очевидный совет - в нижней части дверей и порогах. Если там будет застаиваться вода, это приведет к неминуемому ржавлению.

Но если ржавчина все же появилась, это не такая уже великая проблема. Дело в том, что ржавление можно остановить на любом этапе.

Поверхностная ржавчина


В большинстве случаев поверхностная ржавчина образуется на месте слома краски из-за механического или ультрафиолетового повреждения. Первая стадия ржавления не принесет больших проблем кузову вашего автомобиля. В зависимости от толщины металла и качества сплава до третьей стадии может пройти не один год.

Несмотря на это, лучше всего избавиться от поверхностной ржавчины, как только вы ее обнаружите. Исправление не отличается от общего ремонта ЛКП. О том, как заделывать и другие повреждения, мы много писали.

Вторая стадия


Вы не зачистили ржавчину на первой стадии, и теперь на кузове красуется ржавый пузырь под краской. Молекулы ржавчины физически больше, чем молекулы железа или стали. В результате ржавчина самораспространяется путем расширения, затрагивая и разрушая свежий металл. Если ее полностью не убрать, процесс гниения не остановится.

При ремонте детали нужно использовать преобразователь ржавчины, а также щетку с жесткой металлической щетиной, наждачку или абразивный диск. Зачищаем очаг до ровной поверхности, затем наносим грунтовку и краску.

Проникающая ржа


В конце концов основной металл отслаивается и на его месте образуется отверстие. Теперь у вас есть большая проблема, и у вас есть два варианта. Вы можете заменить панель (если есть такая возможность), или придется вырезать сгнившие части и просить вварить заплатки из нормального металла.

Полезно сравнить (немецкий опыт):

А вот если проржавела рама, это означает, что структурная целостность автомобиля может быть нарушена. Раму своими силами не починить. Либо менять на новую, либо обращаться за советом к профессионалам.

Столбах, и называют его зелёной ржавчиной . Несколько видов коррозии различимы визуально или с помощью спектроскопии , они формируются при разных внешних условиях. Ржавчина состоит из гидратированного оксида железа(III) Fe 2 O 3 ·nH 2 O и метагидроксида железа (FeO(OH), Fe(OH) 3). При наличии кислорода и воды и достаточном времени любая масса железа в конечном итоге преобразуется полностью в ржавчину и разрушается. Поверхность ржавчины не создаёт защиту для нижележащего железа, в отличие от образования патины на медной поверхности.

Ржавчиной как правило называют продукт коррозии только железа и его сплавов, таких как сталь. Многие другие металлы тоже подвергаются коррозии, но именно оксиды обычно не называют ржавчиной.

Химические реакции

Толстый слой ржавчины на звеньях цепи возле моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Цепь постоянно подвергается воздействию сырости и солёных брызг, вызывающих разрушение поверхности, растрескивание и шелушение металла.

Причины ржавления

Если железо, содержащее какие-либо добавки и примеси (например, чугун), находится в контакте с водой, кислородом или другим сильным окислителем и/или кислотой, то оно начинает ржаветь. Если при этом присутствует соль, например, имеется контакт с солёной водой, коррозия происходит быстрее в результате электрохимических реакций. Чистое железо относительно устойчиво к воздействию чистой воды и сухого кислорода. Как и у других металлов, например, у алюминия, плотно приставшее оксидное покрытие на железе (слой пассивации) защищает основную массу железа от дальнейшего окисления. Превращение же пассивирующего слоя оксида железа в ржавчину является результатом комбинированного действия двух агентов, как правило, кислорода и воды. Другими разрушающими факторами являются диоксид серы и углекислый газ в воде. В этих агрессивных условиях образуются различные виды гидроксида железа. В отличие от оксидов железа, гидроксиды не защищают основную массу металла. Поскольку гидроксид формируется и отслаивается от поверхности, воздействию подвергается следующий слой железа, и процесс коррозии продолжается до тех пор, пока всё железо не будет уничтожено, или в системе закончится весь кислород, вода, диоксид углерода или диоксид серы.

Происходящие реакции

Покрытый ржавчиной и грязью болт. Заметна точечная коррозия и постепенная деформации поверхности, вызванная сильным окислением.

Ржавление железа - это электрохимический процесс, который начинается с переноса электронов от железа к кислороду. Скорость коррозии зависит от количества имеющейся воды, и ускоряется электролитами , о чём свидетельствуют последствия применения дорожной соли на коррозию автомобилей. Ключевой реакцией является восстановления кислорода:

O 2 + 4 e - + 2 H 2 O → 4 OH -

Поскольку при этом образуются ионы гидроксидов , этот процесс сильно зависит от присутствия кислоты. Действительно, коррозия большинства металлов кислородом ускоряется при понижении . Обеспечение электронов для вышеприведённой реакции происходит при окисления железа, которое может быть описано следующим образом:

Fe → Fe 2+ + 2 e −

Следующая окислительно-восстановительная реакция происходит в присутствии воды и имеет решающее значение для формирования ржавчины:

4 Fe 2+ + O 2 → 4 Fe 3+ + 2 O 2−

Кроме того, следующие многоступенчатые кислотно-щелочные реакции влияют на ход формирования ржавчины:

Fe 2+ + 2 H 2 O ⇌ Fe(OH) 2 + 2 H + Fe 3+ + 3 H 2 O ⇌ Fe(OH) 3 + 3 H +

что приводит к следующим реакциям поддержания баланса дегидратации:

Fe(OH) 2 ⇌ FeO + H 2 O Fe(OH) 3 ⇌ FeO(OH) + H 2 O 2 FeO(OH) ⇌ Fe 2 O 3 + H 2 O

Из приведённых выше уравнений видно, что формирование продуктов коррозии обусловлено наличием воды и кислорода. С ограничением растворённого кислорода на передний план выдвигаются железо(II)-содержащие материалы, в том числе FeO и чёрный магнит (Fe 3 O 4). Высокая концентрация кислорода благоприятна для материалов с трёхвалентным железом, с номинальной формулой Fe(OH) 3-x O x/2 . Характер коррозии меняется со временем, отражая медленные скорости реакций твёрдых тел.

Кроме того, эти сложные процессы зависят от присутствия других ионов, таких как Ca 2+ , которые служат в качестве электролита, и таким образом, ускоряют образование ржавчины, или в сочетании с гидроксидами и оксидами железа образуют различные осадки вида Ca-Fe-O-OH.

Более того, цвет ржавчины можно использовать для проверки наличия ионов Fe2+, которые меняет цвет ржавчины с жёлтого на синий.

Предотвращение ржавления

Отслаивающаяся краска обнажает участки ржавой поверхности листового металла.

Ржавчина является проницаемой для воздуха и воды, поэтому внутрилежащее железо продолжает разъедаться. Предотвращение ржавчины, следовательно, требует покрытия, которое исключает образование ржавчины. На поверхности нержавеющей стали формируется пассивирующий слой оксида хрома(III) . Подобное проявление пассивации происходит с магнием , титаном , цинком , оксидом цинка , алюминием , полианилином и другими электропроводящими полимерами.

Гальванизация

Хорошим подходом к предотвращению ржавчины является метод гальванизации , который обычно заключается в нанесении на защищаемый объект слоя цинка либо методом горячего цинкования , либо методом гальванотехники . Цинк традиционно используется, потому что он достаточно дёшев, обладает хорошей адгезией к стали и обеспечивает катодную защиту на стальную поверхность в случае повреждения цинкового слоя. В более агрессивных средах (таких, как солёная вода), предпочтительнее является кадмий . Гальванизация часто не попадает на швы, отверстия и стыки, через которые наносилось покрытие. В этих случаях покрытие обеспечивает катодную защиту металла, где оно выступает в роли гальванического анода, на который прежде всего и воздействует коррозия. В более современные покрытия добавляют алюминий, новый материал называется цинк-алюм . Алюминий в покрытии мигрирует, покрывая царапины и, таким образом, обеспечивая более длительную защиту. Этот метод основан на применении оксидов алюминия и цинка, защищающих царапины на поверхности, в отличие от процесса оксидизации, как в случае применения гальванического анода. В некоторых случаях при очень агрессивных средах или длительных сроках эксплуатации применяются одновременно и гальванизация цинком, и другие защитные покрытия , чтобы обеспечить надёжную защиту от коррозии.

Катодная защита

Катодная защита является методом, используемым для предотвращения коррозии в скрытых под землёй или под водой структурах путём подачи электрического заряда, который подавляет электрохимические реакции. Если её правильно применять, коррозия может быть остановлена полностью. В своей простейшей форме это достигается путём соединения защищаемого объекта с протекторным анодом, в результате чего на поверхности железа или стали происходит только катодный процесс. Протекторный анод должен быть сделан из металла с более отрицательным электродным потенциалом , чем железо или сталь, обычно это цинк, алюминий или магний.

Лакокрасочные и другие защитные покрытия

От ржавчины можно предохранять с помощью лакокрасочных и других защитных покрытий, которые изолируют железо из окружающей среды. История красок для нанесения на ржавчину насчитывает 50 лет, когда в Англии была изобретена краска Hammerite . Большие поверхности, поделённые на секции, как например, корпуса судов и современных автомобилей, часто покрывают продуктами на основе воска. Такие средства обработки содержат также ингибиторы от коррозии. Покрытие стальной арматуры бетоном (железобетон) обеспечивает некоторую защиту стали в среде с высоким рН. Однако коррозия стали в бетоне всё ещё ​​является проблемой.

Покрытие слоем металла

Ржавчина может полностью разрушить железо. Обратите внимание на гальванизацию незаржавевших участков.

  • Оцинковка (оцинкованное железо/сталь): железо или сталь покрываются слоем цинка. Может использоваться метод горячего цинкования или метод цинкового дутья.
  • Лужение : мягкая листовая сталь покрывается слоем олова.
  • Хромирование : тонкий слой хрома наносится электролитическим способом на сталь, обеспечивая как защиту от коррозии, так и яркий, полированный внешний вид. Часто используется в блестящих компонентах велосипедов, мотоциклов и автомобилей.

Воронение

Ингибиторы

Ингибиторы коррозии, как, например, газообразные или летучие ингибиторы, можно использовать для предотвращения коррозии в закрытых системах.

Экономический эффект

Ржавчина вызывает деградацию инструментов и конструкций, изготовленных из материалов на основе железа. Поскольку ржавчина имеет гораздо больший объём, чем исходное железо, её нарост ведёт к быстому разрушению конструкции, усиливая коррозию на прилегающих к нему участках - явление, называемое «поеданием ржавчиной». Это явление стало причиной разрушения моста через реку Мианус (штат Коннектикут, США) в 1983 году, когда подшипники подъёмного механизма полностью проржавели изнутри. В результате этот механизм зацепил за угол одной из дорожных плит и сдвинул её с опор. Ржавчина была также главным фактором разрушения Серебряного моста в Западной Вирджинии в 1967 году, когда стальной висячий мост рухнул меньше, чем за минуту. Погибли 46 водителей и пассажиров, находившихся в то время на мосту.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Corrosion Cost Сайт, посвященный изучению экономических последствий коррозии

Болезни бывают не только у растений комнатных и огородных, плодовые деревья также подвержены различным инфекциям. Одним из распространенных заболеваний является ржавчина на листьях. Перед ней не устоит даже взрослое крепкое дерево, а молодой саженец с неокрепшей корневой системой и подавно.

Как проявляется ржавчина листьев?

На начальных стадиях этой болезни растений лиственная пластина покрывается мелкими оранжевыми пятнышками. Со временем они разрастаются до 1 см и более. При этом с обратной стороны листа (как раз под пятном) образуется плотный нарост. С увеличением области поражения листья начинают скручиваться и совсем осыпаются.

У больных деревьев ослабляется иммунитет, в результате чего они плохо переживают зиму: взрослые насаждения частично подмерзают, а посаженные в этом сезоне саженцы могут совсем вымерзнуть. Кроме того, из года в год снижается урожайность.

Причины «ржавой» болезни растений

В большинстве случаев разносчиками спор ржавчины становятся растущие по соседству насаждения. Опытные огородники давно заметили, что наиболее подвержены заболеванию , груши и сливы. Из кустарников часто болеют малина, крыжовник и смородина.

Ржавчинный гриб (возбудитель болезни) разносится порывами ветра, поражая все растения, на которые попадает.

Лечение ржавчины листьев

Пораженные деревья необходимо несколько раз опрыскать:

  • ранней весной до распускания почек — раствором медного купороса из расчета 300 г на ведро воды;
  • во время цветения – препаратом Хорус;
  • после окончания цветения – Скор, Раек или Фиталавин.

Опавшие листья следует обязательно собрать и сжечь.

Профилактика заболевания

Для того чтобы уберечь свой сад от коварной и других растений, необходимо чаще осматривать насаждения. Участок следует содержать в чистоте, вовремя убирая опавшую листву и удаляя сорняки. Нельзя допускать, чтобы в приствольном круге застаивалась вода после обильных поливов, поскольку это идеальная среда для развития грибковых инфекций.

Наилучшей профилактикой ржавчины является использование для выращивания только районированных сортов плодовых деревьев, которые имеют иммунитет перед ржавчиной.

Необходимо регулярно проводить санитарную обрезку, а также белить стволы смесью извести (гашенной) и препаратов, содержащих медь. Кроме того, надо ежегодно перекапывать приствольный круг, обрабатывая после этого почву поочередно мочевиной и медным купоросом.

Методы борьбы с ржавчиной листьев у плодовых деревьев – видео

Ржавчина растений – распространенное вредоносное заболевание, вызываемое различными представителями подкласса Heterobasidiomycetes. Характерным признаком ржавчины является появление на наземных органах растений пустул различной формы и величины, содержащих споры ржавого цвета. Часть патогенов развивается только на одном растении-хозяине и называются однохозяйственными. Существуют и гораздо более опасные, разнохозяйственные возбудители заболевания, способные развиваться на нескольких растениях.

Болезнь ржавчина – описание

Симптомами поражения ржавчинными грибами являются выпуклые пятна или полосы грязно-рыжего цвета, появляющиеся на нижней стороне листьев, а иногда и на черешках. На верхнюю сторону листовой пластины эти образования проецируются желтыми пятнами. С развитием болезни на нижней стороне листьев на месте пятен образуются бархатистые подушечки со спорами грибка.

Болезнь вызывает повышенную транспирацию (испарение влаги) и приводит к засыханию и опаданию листьев. У растения нарушается обмен веществ, ухудшается фотосинтез, снижается или прекращается образование приростов. В случае сильного поражения могут пострадать и другие наземные органы растения. Кроме того, ржавчина снижает урожайность, негативно влияет на качество плодов и приводит к потере зимостойкости растения. При поражении ржавчиной злаковых культур зерно полностью теряет хлебопекарные свойства. Если с заболеванием не бороться, оно приведет к гибели растения.

На фото: Розовая ржавчина на листьях

Микроорганизмы, вызывающие ржавчину, переносятся ветром или насекомыми. Ржавчина опасна для овощных, пряных, плодовых, цветочных, ягодных и зерновых культур. Она поражает такие растения, как груша и яблоня, крыжовник, смородина, жимолость, виноград, малина, лук, чеснок, свекла, морковь, огурцы, а также садовые и комнатные цветы. Не щадит болезнь и злаки: рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо.

Борьба с ржавчиной

Меры борьбы с ржавчиной

Лечение ржавчины на растениях нужно начинать при первых же признаках болезни: на ранней стадии достаточно просто удалить зараженные листья. Если вы пропустили начальный этап, и болезнь вошла в силу, а пустулы успели размножиться, придется прибегать к специальным препаратам для борьбы с живыми спорами грибка уже на всех растениях. Наибольший эффект в борьбе с ржавчиной показали препараты Топаз, Абига-Пик, Бактофит, Фитоспорин и однопроцентная бордоская смесь. Но одной обработки растений фунгицидом для уничтожения инфекции будет недостаточно, и придется через одну-две недели после первого провести повторное опрыскивание. Проводят обработку в теплый, безветренный, пасмурный, но сухой день. Если на следующий день пойдет дождь, обработку придется повторить.

Следует также выявить способ заражения растений болезнью. Профессионалы утверждают, что источником инфекции обычно являются растущие поблизости хвойные деревья. Кстати, чаще всего эпидемии ржавчины на комнатных цветах начинались после новогодних праздников. Хвойные культуры могут быть промежуточными хозяевами возбудителей ржавчины и, обладая к ним устойчивостью, сами не болеют, но являются переносчиками инфекции на другие растения.

Заболевание ржавчина – профилактика

Борьба с любой болезнью состоит из лечебных мер, применяемых, когда заболевание уже вступило в силу, и мер защитных, цель которых не допустить заражения возбудителями болезни. Меры по защите растений от болезней и вредителей называются профилактическими, и именно они чаще всего спасают урожай садов, огородов, полей и плантаций от гибели. К профилактическим мерам против ржавчины относятся:

  • очищение участка после сбора урожая от растительных остатков;
  • осенняя вспашка или глубокая перекопка участка;
  • повышение устойчивости растений к инфекциям путем соблюдения агротехники (посев в правильные сроки, своевременные сбалансированные подкормки, выверенный режим полива и так далее);
  • протравливание семян перед посевом;
  • профилактические обработки растений фунгицидами или растительными растворами;
  • выращивание устойчивых к заболеванию сортов и гибридов.

Лечение ржавчины на деревьях

Ржавчина яблони и груши

Ржавчина поражает практически все плодовые деревья, но чаще всего яблоневые и грушевые . При внимательном осмотре верхней стороны листьев заболевшего дерева можно обнаружить овальные красновато-бурые пятна, которые с развитием заболевания увеличиваются в размерах. Начинать борьбу с болезнью нужно немедленно, иначе к середине лета на нижней стороне листьев начнут стремительно разрастаться выпуклые наросты, затем листва начнет опадать, что приведет к ослаблению дерева, потере части урожая и снижению его зимостойкости.

Первым делом нужно удалить все пораженные ржавчиной части: листья, ветки, побеги и плоды, причем больные ветки обрезают, захватывая 5-10 см здоровой ткани, а срезы замазывают садовым варом. Затем дерево обрабатывают фунгицидами, содержащими медь: однопроцентной бордоской жидкостью, препаратами Абига-Пик, Полирам, Кумулус, Купроксат, Вектра, Строби и другими. Раствором фунгицида нужно обильно смочить листья дерева с обеих сторон. Через одну-две недели обработку повторяют.

Ржавчина на других деревьях

Уничтожать ржавчину на других деревьях следует теми же средствами, что и на яблоне или груше, однако лечебные дозы фунгицидов здоровья растениям не добавляют, к тому же химикаты могут накапливаться в плодах. В то же время концентрация фунгицидов в растворах для профилактической обработки в 3-4 раза слабее, то есть эти растворы защищают растения от болезней, не нанося им вреда. Когда же лучше проводить профилактические обработки деревьев от ржавчины?

Ранней весной, до того, как начнут набухать почки, деревья опрыскивают трехпроцентной бордоской смесью. В период между набуханием почек и выдвижением бутонов деревья обрабатывают раствором контактного фунгицида. Это могут быть Азофос (100 г на 10 л воды), Пенкоцеб (20 г на 10 л воды) или Медекс (100 г на 10 л воды). Перед началом цветения и сразу после него деревья опрыскивают препаратами Строби или Скор (по 1,5-2 мл на 10 л воды). В период роста плодов целесообразно провести еще одну обработку одним из названных препаратов.

Профилактические обработки деревьев защищают их не только от ржавчины, но и от других грибковых болезней.

Ржавчина растений — это вредоносная распространённая болезнь многих растений, вызываемая ржавчинными грибами и характеризующаяся образованием на пораженных органах пустул различной формы и величины, из которых при растрескивании высыпается «ржавый» порошок, состоящий из спор гриба.

Ржавчина — заболевание, вызываемое ржавчинными грибами, например, рода Phragmidium или Puccinia .

Выражается в появлении на верхней поверхности листа оранжево-коричневых бугорков, а с обратной стороны листа видны пустулы, овальной или круглой формы . Постепенно пятна перерастают в полосы, листья желтеют и опадают.

Признаки

Симптомами поражения служат выпуклые концентрические пятна или полосы обычно ржаво-бурого цвета на нижней стороне листьев, реже — на черешках и стеблях растений . На верхнюю сторону листа они проецируются светло-желтыми пятнами. Позже на нижней стороне листьев образуются бархатистые подушечки спороношения гриба. Заболевание ржавчиной вызывает повышенную транспирацию растений (т.е. испарение влаги), а при сильном поражении — засыхание и опадение листьев .

Возбудители болезни переносятся ветром или насекомыми. Заболевание возникает локально .

Разновидности

Поражаются хлебные злаки, технические культуры, декоративные растения, лесные древесно-кустарниковые породы, дикорастущие травы . Возбудители Ржавчины растений развиваются на надземных частях растений, питаются содержимым только живых клеток, распространяются спорами.

У больных растений нарушаются обмен веществ, водный баланс, снижается энергия фотосинтеза, уменьшается прирост. Ржавчина растений ухудшает качество плодов и семян, хлебопекарные свойства пшеницы и ржи.

Наиболее вредоносны ржавчины : линейная злаков (возбудитель Puccinia graminis), бурая пшеницы (Р. triticina, промежуточные растения - василистник и лещица), бурая ржи (Р. dispersa, промежуточные растения - кривоцвет и румянка), жёлтая злаков (P. striiformis), карликовая ячменя (P. hordei, промежуточное растение - птицемлечник), корончатая овса (Р. coronifera, промежуточное растение - крушина), кукурузы (P. sorghi, промежуточное растение - кислица), подсолнечника (P. helianthi), льна (Melampsora liniusitatissimi), сахарной свёклы (Uromyces betae), малины (Phragmidium rubi), груши, яблони (возбудитель Gymnosporangium sabinae, промежуточное растение - обыкновенный северный можжевельник), бокальчатая или столбчатая крыжовника и смородины (возбудители соответственно Puccinia ribesii caricis, Cronatrium ribicola, промежуточные растения - осоки, сибирская кедровая сосна или веймутова сосна). Древесным породам существенный вред может причинять пузырчатая ржавчина сосны (серянка), хвои лиственницы и листьев берёзы (Melampsoridium betulae), хвои ели (Chrysomyxa ledi или abietis), хвои сосны (возбудители - виды грибов рода Coleosporium).

Меры борьбы

  • Уничтожение промежуточных хозяев ржавчины, пространственная изоляция посевов или посадок от них.
  • Глубокая перепашка земли для уничтожения зимующих уредо- и телейтоспор.
  • Повышение устойчивости растений проведением агротехнических мероприятий (сроки сева, повышенные дозы фосфорных и калийных удобрений и т.д.).
  • Очистка, сортировка и протравливание семян фунгицидами (ржавчина подсолнечника, льна, сахарной свёклы).
  • Опрыскивание фунгицидами сразу после распускания листьев с двукратным повторением через 15 сут (ржавчина крыжовника и смородины, яблони, груши, хвои сосны, ели); районирование сортов, устойчивых к видам ржавчины.
  • Удаление пораженных листьев и веток. Применить опрыскивание препаратами: «топаз», «вектра», «строби», бордоская смесь, купроксат. Обработку повторяют 2-3 раза через 10 дней.