I Человек и отношения собственности.

Вступая в экономические отношения человек на протяжении жизни имеет возможность ощутить все их многообразие. В отношениях собственности, человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём этих прав зависит от форм собственности: общей, частной или смешанной.

Следует подчеркнуть, что влияние форм собственности на экономическое поведение человека не является однозначным. Например, частная собственность, с одной стороны, разъединяет людей и отчуждает их от труда, но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной самостоятельности и независимости. Общая (или общественная) собственности, в определенной степени способствует преодолению резкого имущественного и социального неравенства, по мнению экономистов, не создаёт достаточных стимулов к труду и не может устойчивый экономический рост.

Право собственности признаётся одним из естественных и не отчуждаемых прав человека.

II Человек и труд.

Важнейшая экономическая роль человека - его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека является производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.

Её оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: требования профессионализм, трудовой, технологической, договорной дисциплины, а также исполнительной и инициативности.

В современное время на характер туда влияет Н.Т.Р.

III Человек и бизнес.

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной из важных форм участия человека в экономических отношениях. Предпринимательство или бизнес считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей.

Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие знания, готовность к риску, твердость, умение самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову. Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на предпринимательскую – обман и жульничество.

IV Человек – доходы и расходы.

Наконец, человек является участником отношений распределения и потребления.

Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденды. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессии и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной экономики резерв в условиях доходов отдельных людей и групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство (соц.программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности.

V Россия на пути рыночной экономики.

Переход к рыночной экономики в России начался в октябре 1991года. Тогда же была подготовлена первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле, сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы расчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой, создать в России новый класс – класс собственников.

Результаты экономических реформ противоречивы самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирования у граждан качеств необходимых для предпринимателя.

Кроме того с переходом к свободному ценообразованию привело к резкому понижению уровня жизни. Лишение населения накопленных денежных средств привело к определенным последствиям при приватизации - процесс передачи государственной собственности в частные руки.

Приватизация может быть осуществлена:

бесплатная раздача

аренда с последующим выкупом

преобразование государственных предприятий в акционерные общества

выкуп предприятий на конкурентной основе.

Цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в стране – пока не достигнута.

Положительным итогом проводимых реформ можно считать:

1)формирование рыночной инфраструктуры. (коммерческие банки, фондовые и товарные биржи, аукционы.)

2)идет регулирование правовой системы рыночной экономики.

3)решены ряд стратегических задач. (остановлена инфляция, достигнута финансовая стабилизация и т.д.)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/

I Человек и отношения собственности. Вступая в экономические отношения человек на протяжении жизни имеет возможность ощутить все их многообразие. В отношениях собственности, человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём эти

Экономические отношения между людьми проявляются в процессе исторического развития общества по отношению к собственности, в производстве товаров и при их обмене.
Право собственности является неотъемлемым правом человека в обществе; собственность (право приобретать, владеть и извлекать прибыль) относится к материальным и нематериальным сферам. Особое значение приобретает интеллектуальная собственность.
Человек является хозяином имеющихся у него средств производства и продуктов труда, может их использовать по своему усмотрению (дарить, продавать, передавать по наследству, распоряжаться ими в соответствии с законом). Человек заботится о сохранении и бережном использовании своей собственности.
На предприятиях, где человек работает по найму, иные отношения собственности: отчуждение работников от средств производства снижается в современном мире за счет участия его в управлении производством и извлечении части прибыли в виде акций, премий, форм оплаты труда (в Европе трудовые представители в администрации есть на всех предприятиях).
В коллективном предприятии, кооперативе, акционерном обществе человек реально является сохозяином производства и решает вопросы распределения доходов, производства продукции, а личный доход напрямую зависит от результатов хозяйствования. Использование на предприятиях творческого начала человека, сочетание физического
и умственного труда, появление новых технологий выводят экономические отношения на новый уровень.
В современных условиях производства от работника требуется не столько натренированный навык, сколько умение анализировать, сопоставлять данные, что увеличивает значимость умственной функции труда.
Результатом является и возрастание творческого начала и моральных качеств личности: способность оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, чувство ответственности, самодисциплина, самоконтроль. Все вместе составляет «человеческий фактор на производстве».
Повышение культуры труда связано и с решением социальных вопросов: размер заработной платы, количество товаров и услуг, потребляемых на эту зарплату человеком.
Заработная плата делится на номинальную (денежный эквивалент) и реальную (качественный эквивалент, связанный с жизненным уровнем).
Улучшение соииально-психологического климата в трудовом коллективе, развитие производственной демократии, дисциплины - факторы культуры труда. Невозможно не учитывать при формировании культуры труда и исторических особенностей и менталитета нации.
Социальные факторы (образование, медицинское обслуживание, социальные льготы и пр.) непосредственно влияют на производительность труда и культуру производства. В современных условиях жизни они приобрели приоритетное значение, однако необходимо учитывать при их формировании адресный характер и реальный трудовой вклад человека.

Практическое занятие № 2

Тема: Человек в системе экономических отношений.

Цель: раскрыть взгляд на экономические отношения со стороны человека, определить место человека в системе экономических отношений; закрепить теоретические знания, сформировать понимание необходимости выбора; воспитывать ответственность за принятые решения.

Оснащение: Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 1 10 кл., Ч.2. – 11 кл. – М., 2012; Методические указания для обучающихся к практическим занятиям.

Ход занятия:

Теоретическая часть

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Фирма (предприятие) - это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.

Процесс производства представляет собой превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги. Факторами производства являются: труд (работники и их квалификация), земля (земельный участок, на котором размещено предприятие, сырье), капитал (производственное здание, станки, инструменты).

Экономическое процветание любой фирмы обеспечивается не только названными ресурсами - трудовыми, природными, капитальными. Не менее важен ещё один фактор - предпринимательские способности. Предприниматели направляют свои организационные и управленческие усилия на то, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся производственные ресурсы. Это позволит им достичь высоких результатов (большее количество продукции лучшего качества) и получить в случае успеха прибыль.

У каждого фактора производства есть конкретный хозяин. Владелец фактора производства должен получать возмещение или оплату за то, что его ресурсом кто-то с его согласия пользуется.

Каждый из нас владеет хотя бы одним из факторов производства (трудом, землёй, капиталом, предпринимательскими способностями), который может приносить доход. Величина этого дохода зависит от количества и качества фактора производства, которым вы владеете. Если вы владеете только определённой специальностью и здоровьем, то получаете вознаграждение за труд в виде заработной платы . Среди участников современной экономики этот источник дохода наиболее распространённый.

Предположим, вы владеете только таким фактором производства, как предпринимательские способности. Для организации производства вам придётся воспользоваться чужими факторами производства: арендовать землю, станки и оборудование, нанять рабочих, взять кредит. Продав произведённую продукцию, вы можете частью полученной выручки рассчитаться с владельцами факторов производства. Часть выручки останется у вас в виде прибыли. Прибыль и будет вознаграждением за ваши усилия и платой за предпринимательские способности.

Доход, который приносит такой фактор производства, как земля, называется рентой . Владелец земли может не осуществлять предпринимательской деятельности и не прилагать дополнительных усилий по её использованию. Например, вы, владея участком земли, можете сдать его во временное пользование другим лицам на договорных условиях, за плату. Эта плата и будет вашим доходом, полученным от использования земли.

Капитал (от лат. capitalis - главный) - имущество, способное приносить доход. Капитал - это вложенный в дело источник дохода в виде средств производства. Если труд как фактор производства фирма может нанять, землю - взять в аренду, то капитал обычно принадлежит ей.

Обратите внимание на то, что понятие «капитал» имеет несколько значений:

Физический капитал (средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг);

Денежный, или финансовый, капитал (деньги, используемые для приобретения физического капитала);

Инвестиции (вложение материальных и денежных средств в производство, в ценные бумаги).

Реальный, основной капитал - это средства производства в виде машин, инструментов и другого производственного оборудования. Деньги как таковые ничего не производят, они могут быть использованы для закупки различных средств производства. Деньги, использованные или предназначенные для приобретения физического капитала (вложенные в производство), в будущем должны принести своему владельцу доход.

В процессе производства образуются временно свободные денежные средства за счёт: отчислений на ремонт и замену изношенных средств труда; образующиеся в результате временного разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы; части прибыли, накапливаемой для расширения производства, и др. Бездействие временно свободных денежных средств противоречит самой природе рыночной экономики, «безработные деньги» снижают эффективность производства, уменьшают доходность капитала. Они могут быть использованы как ссудный капитал - предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности. Доходом на ссудный капитал является процент , выплачиваемый заёмщиками за использование чужих денег.

Доходы собственников факторов производства - это одновременно затраты владельца предприятия (фирмы). Поэтому эффективность производственной деятельности фирмы во многом зависит от рационального соединения и использования привлекаемых и собственных факторов производства.

Существуют различные экономические системы.

В традиционной экономике вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.

В командной экономике все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными (государственными) органами. Эти решения находят отражение в государственных планах экономического развития, которые товаропроизводители должны строго выполнять. Командную систему нередко называют централизованной, директивной или плановой.

В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке. Рыночная экономика - это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск. В «чистом виде» рыночная экономика не существует.

Во многих странах существует смешанная экономика , в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

Практическая часть

Задание № 1. Расположите факторы производства в нужные колонки.

Пахотные земли, поиск новых идей, станки, образование работника, леса, вода, здоровье работника, животный мир природы, способности человека, инструменты, полезные ископаемые, квалификация рабочего, здание школы, необходимые сообщения, новые технологии, оборудование, готовность к риску, энергичная деятельность предпринимателя, полезные сведения.

«земля»

«труд»

«капитал»

Предпринимательские способности

Информация

Задание № 2. У. Черчиль говорил: «Капитализм - несправедливое распределение благ, зато социализм - справедливое распределение нищеты». Чем, по мнению автора, отличаются капитализм (рыночная экономика) и социализм (административно-командная экономика)? Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте, опираясь на материал о характерных чертах экономических систем.

Задание № 3. Прочитайте выдержки из закона «О защите прав потребителей». Охарактеризуйте права потребителей. Сталкивались ли вы с нарушением этих прав?

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна
содержать:

Обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

Сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

    цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

    гарантийный срок, если он установлен,

    правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ,

услуг);

Срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было
оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    соразмерного уменьшения покупной цены,

    замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

Расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества 1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек

2. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения
потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор
купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы
или обменять его на аналогичный товар.

Задание № 4. Прочитайте текст и выполните задания.

Сущность рыночной экономики

Рыночная экономика - это социальная система разделения труда и частной соб­ственности на средства производства. Каждый действует на свой страх и риск, но, действуя, всякий человек имеет в виду скорее потребности других, чем свои собственные. В предпринимательстве человек нуждается в окружении сограждан. Каждый сам по себе есть цель и средство: последняя цель для себя и средство для других в попытках достичь собственных целей.

Эта система отшлифована рынком. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Государство, карательный аппарат не вмешиваются в рынок и систему гражданских отношений, управляемых рынком. Только в случае необходимости предотвращения деструктивных явлений оправдано применение силовых санкций, цель которых - регулярное функционирование рыночной экономики. Поддержание жизни, здо­ровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов - таковы функции государства, гаранта нормаль­ной работы рыночной экономики. Выражение марксистов «анархическое производство» на деле характеризует такую экономическую структуру, в которой нет места диктатору или царю, дающему задание каждому, а затем требующему строгого исполнения и подчи­нения всем командам. Каждый человек свободен, для деспотов нет подчинённых. Инди­вид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации. Рынок показывает ему, как лучше обустроить себя и других. Только рынок в состоянии упорядочить всю со­циальную систему, сообщить ей смысл и значение, поэтому роль рынка наиважнейшая.

Рынок не есть нечто вещное, локальность или коллективное образование. Это про­цесс взаимодействия и кооперации различных индивидов, соединённых системой разделе­ния труда. [...] Определяющие государство силы непрестанно меняются, ценностные суж­дения, определяемые рынком, становятся мотором конкретных поступков людей. Статус рынка в любой момент есть структура цен, то есть тотальность меновых отношений между теми, кто намеревается купить или продать. Нет ничего мистического или бесчело­вечного в рыночных отношениях. Этот процесс выглядит как результирующая человече­ских действий. Любой феномен может быть сведён к разнообразным актам выбора взаи­модействующих индивидов.

Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям вза­имной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве сле­дует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды актив­ности; из этого центра они распространяются дальше.

(Л. фон Мизес)

Задания:

1. Как определяет автор сущность рыночной экономики? В чём автор усматривает особенность деятельности людей в условиях рынка?

    Опираясь на текст, укажите любые три характерных черты, признака рыночной системы хозяйствования.

    Какие три функции государства в рыночной экономике указывает автор? Укажите их с опорой на текст.

А. Биологическая и социальная сущность человека

Человек – основной субъект экономических отношений, которые изучает экономическая теория. Однако человек – существо биосоциальное, т. е. с одной стороны, биологическое, с другой – социальное (общественное).

Биологическая сущность человека выражается в его непрерывном воспроизводстве: рождении, развитии, старении, умирании. Человек обладает определенным здоровьем, физическими и духовными способностями и потребностями и т. д. Именно как биологическое существо человек обладает индивидуальностью.

Биологической сутью человек неразрывно связан с природой (он ее часть), с естественной средой обитания, которая является основой всей его жизнедеятельности. Среда обитания включает в себя климатические и почвенные условия, количество и качество пищи, воды, жилище и т. д.

Ресурсы и жизненное пространство ограничены. Площадь земного шара составляет 510,2 млн. км2, причем большая часть (3/4) – это моря. Различны плодородие почвы, флора и фауна, полезные ископаемые, климатические условия в тех или иных регионах Земли. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный – 38,5, а холодный – 12,2%, что определяет продолжительность произрастания сельскохозяйственных культур. В Европе она составляет от 4 до 11 месяцев, в том числе в России и Республике Беларусь – 4 месяца, Германии – 7, Италии, Испании – 11 месяцев.

С позиций современной науки о жизнедеятельности человека, говоря о среде обитания, надо учитывать и связь человека с космосом, о чем говорил еще в XVII в. голландский ученый Х. Гэйгенс в работе “Космотеорос”, подчеркивая, что жизнь – это космическое явление. Данная идея получила развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере – царстве человеческого разума, новом состоянии биосферы земли.

Согласно теории Вернадского человек своим трудом и мыслью может перестроить свою жизнь. Мощь человека на Земле не в физической силе, а в его разуме и труде, который направляется разумом. Мозг – закономерный продукт материи и Вселенной. Активность (инициатива) человека требует мысли и дела, а экономической системой в целом надо управлять, иначе в обществе наступает беспорядок (хаос), происходит потеря энергии и распад. Земля и другие планеты взаимосвязаны. Дыхание земли – результат жизнедеятельности людей – уходит в космическое пространство, а космическое вещество, попадая на Землю, оказывает влияние на жизнедеятельность человека. Таким образом, состояние биосферы Земли, ее ноосфера зависят от жизнедеятельности человека.

Люди как существа биологические равны между собой. Это закон природы. Видимо, отсюда вытекает идеал равенства и братства в различных учениях, а в хозяйственной деятельности – принцип социальной справедливости. В то же время каждый человек обладает индивидуальностью, он – личность.

В XXI в. человечество вошло с таким уровнем цивилизации (особенно с помощью средств массовой информации), когда люди на Земле становятся единым целым. Идет процесс, который называется глобализацией мирового социально-экономического устройства. Это выражается в усилении взаимозависимости национальных экономик стран мира, в качественном ускорении в масштабах всей планеты процессов обмена товарами, услугами, капиталами, информацией и т.

П. В результате происходит конвергенция (сближение) национальных экономических систем, возникновение единого мирового хозяйственного комплекса, развивающегося по унифицированным социально-экономическим законам.

Подобные процессы происходят и с человеком как биологическим существом, отличающимся индивидуальностью. Глобализация унифицирует личность, лишает ее индивидуальности. Этому способствуют не только средства массовой информации, способные внушить человеку любые взгляды, мораль, нравственность, но и некоторые методы обучения, например, тестирование, не позволяющее человеку рассуждать, высказывать свою точку зрения.

В основе данных процессов лежит глобализация собственности, когда дальнейшее приращение финансовой и производственной мощи крупных фирм и корпораций происходит уже главным образом за счет актов, находящихся за рамками национальных границ. Основными формами глобализации собственности является создание транснациональных банков (ТНБ) и транснациональных корпораций (ТНК).

Для формирующейся мировой системы глобальной экономики необходимо манипулировать сознанием в мировом масштабе, недопустимо наличие индивидуумов способных к системному анализу, т. к. глобальная система в основе своей – это высокоорганизованный социально-экономи- ческий механизм, построенный на принципах стопроцентной предсказуемости и управляемости поведением каждого индивидуума в производстве и потреблении. Человек становится винтиком в системе с продиктованными ему потребностями через СМИ, рекламу, обучение и т. д.

Глобализация социально-экономической системы – объективный процесс, в котором заинтересованы самые богатые группы людей на Земле. Вместе с тем биологическая сущность человека с ее индивидуальностью тоже объективное явление. Таким образом, назревает конфликт, противоречие между биологической сущностью человека и процессами унификации личности как социального существа.

Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, национальные, экономические, социальные и т. д.

Из всей системы отношений основными являются экономические и социальные, т. к. они определяют тип социально-экономической системы общества, в котором живет человек.

Экономические отношения, в которые вступает человек, связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Причем, люди включаются в содержание самих экономических отношений одновременно в качестве субъектов и экономических, и социальных отношений. А в основе этих отношений лежат отношения собственности. Поэтому, чтобы понять социальную сущность человека, надо его изучать в неразрывной связи с социально-экономической средой, в которой он живет и работает.

Если экономические отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то социальные отношения – это отношения друг к другу, статус людей в обществе, возможности получения благ, доходов, прав, свободы личности, равноправия и т. д.

Экономические отношения развиваются по объективным экономическим законам, социальные – испытывают влияние институционных структур: юридических законов, норм, правил, традиций, общественных и политических организаций и учреждений. Сбалансированность экономических и социальных отношений влияет на социальную сущность человека.

В экономической науке существует такое понятие, как социально-устойчивое экономическое развитие общества, в рамках которого формируется устойчивое человеческое развитие. Данная проблема изучается в рамках ООН. Согласно теории человеческого развития, устойчивым является такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее; повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности. Такое развитие – это развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе.

Таков современный взгляд на место и роль человека в экономической системе.

Б. Человек как субъект экономических отношений

Как субъект экономических отношений человек является одновременно и производителем, и потребителем благ и услуг.

Как производитель материальных благ человек является основным элементом производительных сил, основной движущейся силой НТП. При изучении человека с этой точки зрения возникает два вопроса (аспекта анализа):

1. Что создает человек, как (какими ресурсами, технологией), для кого, т. е. кто потребляет создаваемые блага?

2. Сколько стоит все то, что создается, каковы затраты и что получает человек; каково его вознаграждение за труд, в какой форме он вознаграждается; каковы движущие силы его деятельности?

Ответ на первый вопрос сводится к следующему. Человек создает блага и услуги для удовлетворения своих потребностей и потребностей других членов общества.

Все блага и услуги создаются трудом и средствами производства.

Необходимость труда для человека обусловлена двумя причинами.

Во-первых, он не может жить не потребляя, а для этого надо производить. Еще в XVIII в. Д. Рикардо отмечал, что если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить. А К. Маркс писал, что всякий ребенок знает, что любая нация погибла бы с голоду, если бы она приостановила производство не только на год, а хотя бы на несколько недель.

Во-вторых, необходимость труда объясняется самой природой человека. Человек обладает разумом, который он приобрел в ходе длительной эволюции. Дарвин считал, что в мире идет процесс развития с усовершенствованием вида. Хотя существует и другое мнение – мы пришельцы из космоса и разум сотворен кем-то, идет процесс инволюции, т. е. упрощения вида.

В любом случае человек обладает разумом, поэтому труд для него является жизненной потребностью (для некоторых в силу ряда причин – тягостной необходимостью). В процессе труда, начиная с младенчества, человек самосовершенствуется, развивается как личность.

Труд – естественное условие человеческого существования. Самым счастливым человеком является тот, кто занимается любимым, творческим трудом, просыпаясь с мыслью, что он будет продолжать начатое дело.

Труд – исключительное достояние человека, хотя, если понаблюдать за животными, они тоже трудятся (пчела, муравей, паук, бобер и т. д.). Однако труд человека отличается от так называемого труда животных. Во-первых, осмысленностью, целесообразностью. Человек заранее ставит цель, намечает план своих действий и обязательно контролирует их, сравнивает результат труда с заранее сконструированным в голове идеальным образцом (планом). Человек не будет продолжать трудиться, если положительный результат не предвидится, чего не скажешь о животных. Во-вторых, только человек создает совершенные орудия труда и при этом совершенствуется сам. Современный работник должен быть не только грамотным (уметь читать, писать), он должен владеть новейшей техникой и технологиями. Поэтому мы говорим, что человек – критерий научно-технического прогресса.

Все, что создает человек, распределяется по-разному, в зависимости от экономической системы общества. Принцип распределения может быть разным: поровну между членами общества, по труду, по факторам производства и т. д.

Второй аспект изучения человека как производителя материальных благ требует ответа на вопросы, сколько стоит создание благ и как вознаграждаются трудовые затраты.

Создание благ и услуг стоит определенных затрат труда и других ресурсов. Человек всегда стремится минимизировать затраты. Еще первобытный человек, добывая пищу и понимая, что на это надо затратить определенные усилия, стремился их минимизировать. Для этого он изобретал орудия труда: топор, лопату, колесо, экскаватор, стиральную машину и т. д.

Труд – это вид издержек, которые несет человек, создавая блага. Ничто в мире ограниченных ресурсов не дается даром.

Если же человек работает, он желает получить вознаграждение. Чем больше это вознаграждение, тем активнее и качественнее человек трудится. Хотя лозунгом коммунистического общества является принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”, при социализме в людях воспитывали трудовой энтузиазм, который поощрялся не только материально, но и морально (присвоением почетных званий, награждением почетной грамотой, занесением на доску почета и т. д.).

В каком размере труд должен вознаграждаться? Предположим, что речь идет о наемном труде. Еще представитель физиократов А. Р. Тюрго говорил о минимуме средств существования. Каждый должен получать столько, чтобы ему хватило на воспроизводство способности к труду, т. е. рабочей силы. Для этого необходимо иметь средства, чтобы удовлетворить ряд потребностей: материальных – в пище, одежде, жилище; духовных – литература, кино, театр, спорт и т. д.; профессиональных – образование, повышение квалификации, а также для покрытия расходов, связанных с рождением и воспитанием детей.

Человек должен полностью удовлетворять эти потребности, что признают представители всех школ в экономической науке, а на практике для этого рассчитывается стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, потребительский минимальный бюджет и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда сравнивает затраты на производство и доход, который он получает.

Каковы движущие силы, побуждающие человека заниматься трудовой деятельностью?

Истории становления и развития цивилизации известны два основных стимула к труду: внеэкономический и экономический.

Внеэкономический стимул действует, когда работник находится в физической и юридической зависимости (раб, крепостной, заключенный).

Экономический стимул предполагает материальную заинтересованность в труде, когда человек юридически свободен, но он либо не имеет своего дела и вынужден продавать свою способность к труду, либо имеет свое дело и заинтересован лично в получении предпринимательского дохода (наемный работник, предприниматель). Самыми высокими побудительными мотивами деятельности обладает предприниматель, т. к. размер его дохода целиком зависит лично от него, от его способности и активности.

Кроме того, стимулом к труду может быть интерес, связанный с самим процессом труда, его содержанием, престижностью, условиями, склонностью человека к данной деятельности и т. д.

Человек как производитель материальных благ всегда является носителем определенных социально-экономических отношений и всегда осуществляет свою жизнедеятельность в рамках определенной общественной системы, и поэтому представляет определенный социально-экономический тип (раб и рабовладелец, крепостной и феодал, наемный работник и предприниматель, купец, ростовщик, священнослужитель, колхозник, помещик, арендатор и т. д.).

Человек как потребитель наиболее подробно рассматривается в разделе “Микроэкономика”. Конечная цель производства – потребление. Поэтому производство должно служить потреблению, а его содержание (количество и качество) определяется потребителями. Человек как потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности, получить максимум полезности.

Еще по теме 1. Человек в системе экономических отношений:

  1. 4.2. Собственность и ее место в системе экономических отношений
  2. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  3. Фирма (предприятие) в системе экономических отношений. Производственная функция фирмы
  4. Экономические реформы и дисциплинарные пространства российского общества
  5. 4. Человек в системе рыночных отношений. Концепция человеческого капитала
  6. ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
  7. 2. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование
  8. К теме 12. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения»
  9. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
  10. 1.1. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений
  11. 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
  12. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  13. § 1. Система законодательства, регулирующего отношения общего землепользования
  14. Проблема отношения справедливости и естественного закона в современной философии права
  15. § 3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Тема урока: Человек в системе экономических отношений.

О чём должен знать грамотный потребитель?

В неравных условиях с продавцом (они профессионалы. Их цель – продать больше и подороже) потребителю (любителю) необходимо знание основных норм законодательства. В РФ действует закон «О защите прав потребителя

Потребитель имеет право

на информацию; на качество, на безопасность, на возмещение ущерба

в паре потребовать у каждого предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре

Но вернёмся к выбору нашей покупки. Мы сделали выбор.

Всегда ли мы можем купить желаемое?

Увы, нет. Наши действия ограничивают наши доходы.

2. Доходы и расходы.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ полученных или произведённых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. В то же время доход – это доля субъекта в ВНП, доставшаяся ему в процессе распределения и выражения преимущественно в денежной форме.

Структура доходов

Натуральные доходы - это продукция произведённая домашними хозяйствами для собственного потребления

Денежные доходы Включают в себя: - заработную плату, доход от собственности (арендная плата, процент а денежный капитал, дивиденды по акциям)- социальные выплаты (пенсии, стипендии, соц. пособия) - выигрыши, гонорары, наследство

Виды доходов: номинальные (начисляется без налогов), реальные (на которые мы живем); легальные (получаемая заработанная плата), нелегальные (заработанные не честным трудом, криминальные)

Динамика их разная: номинальные доходы могут расти, а реальные падать и наоборот. Почему? (рост цены на товары)

Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решения, какую часть дохода израсходовать (т.е. потребить) сегодня, а какую отложить на будущее на непредвиденный случай (на случай нетрудоспособности, оплаты образования, повышения профессионального уровня и др.). Определенная часть дохода откладывается в виде сбережения.

Сбережения – доходы неизрасходованные на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления.

Сбережения осуществляют как домохозяйство (люди), так и фирмы, и страны. Например: сбережения нашего государства – это золотовалютный запас страны (= 107 млрд. $), стабилизационный фонд.

В условиях экономической и финансовой нестабильности в стране при высоком уровне инфляции есть один надежный способ размещения сбережений потребителю – это приобретение недвижимости (квартира дом, дача), цены на которые растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Экономисты делят потребительские расходы на:

обязательные произвольные

(фиксированные - питание, квартплата) (переменные - одежда, обувь, транспортные услуги, мебель, отдых и т.д.)

Для наиболее полного удовлетворения потребностей требуется четкое планирование расходов. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы.

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь – статист Эрнест Энгель (1821-1896 гг.) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления.

Закон Энгеля гласит:

«С ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, увеличивается часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров и услуг, являющихся продуктами не первой необходимости».

При дальнейшем повышении доходов увеличиваются затраты на высокооплачиваемые товары и услуги. По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран..

США 10-15 % Франция 12-15% РФ 40-48%

Многие люди (особенно молодёжь) стремятся найти высокооплачиваемую работу. Между ищущими возникает конкуренция. Кто будет больше конкурентоспособен? На рынке труда существует важная особенность – это предел падения цены на товар (рабочую силу), т.е. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый минимум зарплаты. Он должен определятся прожиточным минимумом – минимумом средств необходимых, чтобы прожить.

Прожиточный минимум определяется в расчёте на среднестатического жителя страны и рассчитывается по т. н. потребительской корзине – минимальный набор промышленных и продовольственных товаров и услуг необходимых для обеспечения физического выживания (= 300 наименований) Прожиточный минимум так мал, что является объектом сатиры. На протяжении многих лет на цветном телевидении выходит сатирический журнал «Фитиль».

Многие страны в т.ч. и Россия законодательно определяют МРОТ и его обязательность для всех работодателей. Почему? Рынок жесток и не знает благотворительности. Для обеспечения социальной стабильности общества необходимо поддержка государством беднейших слоев населения. Но в условиях современной экономической ситуации в России МРОТ оказался ниже прожиточного минимума.

В экономической литературы часто встречается выражение за «чертой бедности». В России принято считать, что границы бедности проходят на уровне от 2 до 1 прожиточного минимума, ниже начинается нищета.

Чтобы поднять заработную плату до равновесного состояния российское правительство взяло курс на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни в стране.

Что влияет на зарплату? Качество работы, квалификация, производительность труда работника

Существуют несколько систем оплаты труда:

1) повременная зарплата (зависит от величины проработанного времени);

2) сдельная зарплата (зависит от количества выполненных работ);

3) смешанная (сочетание элементы повременной и сдельной оплаты труда).

Выбери ответ.

1) семейный бюджет;

2) накопительный фонд;

3) семейные сбережения;

4) бессмысленные траты.

1) к обязательным;

2) к переменным;

3) к коммунальным;

4) к нереальным.

1) физическим минимумом;

2)социальным минимумом;

3) потребительская корзина;

Закончите предложения:

Тест по теме Человек в системе экономических отношений

Выбери ответ.

1. Совокупность доходов и расходов семьи составляют...

1) семейный бюджет;

2) накопительный фонд;

3) семейные сбережения;

4) бессмысленные траты.

2. Расходы на оплату жилья относятся:

1) к обязательным;

2) к переменным;

3) к коммунальным;

4) к нереальным.

3. Количество товаров и услуг, необходимых для нормальной жизни, определяется:

1) физическим минимумом;

2)социальным минимумом;

3) для каждого человека индивидуально;

4) в зависимости от возможностей социальных служб.

4. Физическое выживание обеспечивает:

1) произвольный набор продуктов;

2) помощь благотворительных организаций;

3) потребительская корзина;

4) взаимопомощь членов общества.

Закончите предложения:

1. Доходы семьи бывают номинальными и …

2. Расходы на продукты питания относятся к…

3. Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающий физическое выживание человека, составляет…