Народные промыслы Украины

Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"

Петриковская роспись

Роспись - оберег своей земли, который сопровождает нас сейчас так же, как и тысячи лет до этого. Петриковская роспись- это естественное продолжение развития культуры росписи как таковой, воплотившей в себя весь многовековой опыт славянской и многих других народностей, проживавших на этих землях бок о бок с нашими предками.

Петриковская роспись в начале 19 века распространилась на предметы домашней утвари - посуду, столы, сундуки, брички. Спрос рождает предложение и роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. Петриковка в то время - это крупный торговый центр и работы сельских художников завоевали заслуженую популярность в других регионах Украины. Возросший спрос на петриковскую роспись, в часности на малевки вызывал естественное стремление не только его удовлетворить, но так же применил более высокие требования к самой технике исполнения петриковской росписи и к художественному уровню самих рисунков-малёвок.

Занятие "петриковская роспись" постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

Центр народного искусства объединил в своих рядах опытнейших художников и заслуженных мастеров народного творчества Украины, сплоченных идеей возрождения и развития культурного наследия. Мы создаём неповторимый, проверенный временем колорит, который одновременно является и оберегом для Вашего дома. При оформлении своего дома, квартиры и другого помещениях, где живут или работают люди, ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСЬЮ общий дизайн помещения меняется в направлении уюта и домашнего тепла, что положительным образом сказывается на общей обстановке и на взаимоотношениях между людьми.

Украинское народное и профессиональное декоративно прикладное искусство приобрело широкое признание в нашей стране и за рубежом. В его исконных образах, удобных утилитарных формах и динамических орнаментах содержатся символы засекреченной, волшебной природы, сложные перипетии нашей истории, особенности быта, доброта и щедрость души украинского народа.

Народные художественные промыслы - одна из исторически предопределенных организационных форм народного декоративно-прикладного искусства, которая являет собой товарное действие художественных изделий при обязательном применении творческого ручного труда.

Современные народные художественные промыслы Украины - предприятия, неоднородные по своей организационно экономической структурой, типами производства. Это объединение, фабрики, комбинаты, участки, цеха, кооперативы, частные предприниматели. Они подчинены Художественному фонду Украины, министерствам. Создаются новые предприятия, подчиненные Укрхудожпрому. В системе Укрхудожпрому является производственно-художественные объединения, фабрики художественных изделий и торговая сеть.Сегодня декоративно прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции, - познавательную, коммуникационную, эстетичную,туристическую и др.

Жизнь подтверждает, что декоративно-прикладное искусство обогащается новыми аспектами философско-эстетичного звучания, его содержательная красота нужна человеку, в наше время растет его художественно культурная ценность.Декоративно-прикладное искусство - предметно духовный мир человека - включает в себя многочисленные виды художественной практики. Это плетение и ткачество, роспись и вышивка, резьба и вытачивание т.д. Одни виды - керамика, обработка кости и камня, плетение - возникли на заре человеческой цивилизации, другие - молодые: кружево, гобелен, изделия из бисера, вышивки из бумаги,роспись.Но все виды передают дух истории Украины.Писанкарство. Роспись писанок имеет древний языческий корень, характеризуется изысканными символическими орнаментальными мотивами, геометрическими, растительными, которые четко подчиняются сферической форме яйца. Очень распространенная Петриковская и киевская роспись.

Украинская народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебе­ли, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяй­ственных построек, а также писанок. Судьба каж­дого из этих видов народной декоративной жи­вописи далеко не одинакова.

До нашего времени сохранилось немало де­ревянных фигур, украшавших почти до конца XVIII в. церковные иконостасы. Во многих мест­ностях, особенно по селам, такие фигуры раскра­шивались масляными красками. Росписи эти ис­чезли в начале прошлого века, когда Синод по­становил изъять из церквей все скульптурные изображения святых, видя в них проявление влияния католицизма на православную церковь.

Однако раскрашенные деревянные скульптуры продолжали оставаться в народном быту и в XIX в. в виде резных ульев, изображавших Зосиму и Савватия - покровителей пчеловодства. Они были чуть ли не обязательными для пасек в северной и средней полосе Украины. В южной, степной части Украины встречались ульи-долбанки в виде головы казака с чубом или целой сидящей фигуры. Кроме раскрашенных ульев - скульптур, в это время имели распространение ульи с нарисованными на них разными картин­ками. Среди них можно было встретить изобра­жения Железняка и Гонты верхом на конях и с копьями в руках, а также Адама и Евы в раю, звонаря за работой, петуха, ведущего за собой цыплят, и др.

Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жи­лищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-деко­ративный характер.

Особенно интересны росписи сундуков, кото­рые в крестьянских семьях были своеобразными реликвиями, передававшимися из поколения в поколение. В хате сундук обычно стоял на са­мом видном месте и должен был свидетельство­вать о достатке семьи.

Форма сундуков и характер их росписей дают возможность почти безошибочно определить, из какой именно местности они происходят. Инте­ресно отметить, что изготовление сундуков свя­зано главным образом с лесной и лесостепной полосой; в южных районах сундуки изготовля­лись из привозного леса, иногда же в степные районы готовые сундуки привозились из цент­ральных и северных губерний, а расписывали их уже на месте.

Интересен сундук с Киевщины, датируемый XVIII в. и хранящийся в Киевском музее укра­инского народного декоративного искусства. На передней стенке в центре изображен «Казак Ма­май», играющий на бандуре. По обеим сторонам от него нарисованы два больших вазона с пыш­ными цветами. По стилевым признакам это на­родная интерпретация барочного вышивального и коврового орнамента того времени.

Подобный же мотив можно увидеть на одной из долбанок для хранения белья, датируемой нача­лом XIX в..

Росписи сундуков XIX - начала XX в. отли­чаются ярко выраженными местными особенно­стями. Черниговские сундуки преимущественно черные или темно-синие с яркими большими цве­тами - белыми, желтыми, красными - в ме­дальонах и гроздьями в виде волнистых узоров. Полтавские сундуки похожи на черниговские: они тоже расписаны по темному фону крупным цветочным орнаментом ясных тонов с четким ритмичным его повторением. Совсем иное можно наблюдать на сундуках с Днепропетровщины. Они обычно окрашены в яркие цвета: желтый, чаще - в сочный зеленый. Орнамент более мел­кий по сравнению с полтавским и очень разно­образен по мотивам.

Сундуки западных областей Украины отли­чаются от сундуков приднепровских. Они более массивны и расписаны преимущественно мелким орнаментом, закомпонованным в декоративные рамки, подчеркивающие форму сундука. Иногда орнамент, применяемый в росписях сундуков Львовщины, близок к орнаменту настенных рос­писей или рисунков набивных тканей. Другие сундуки из западных районов Львовщины по ха­рактеру росписей приближаются к польской на­родной декоративной живописи.

Гуцульские сун­дуки похожи на столы. Они декорированы кон­турным геометрическим орнаментом, в пределах которого фигуры окрашены коричневой, охри­стой, черной, иногда белой красками. Здесь крас­ки только помогают выявлению резного орна­мента.

Не меньшее распространение в народном быту получила деревянная расписная посуда, вернее, деревянные тарелки для хлеба круглой или овальной формы. В XVIII в. их вырезывали вручную, а с конца XIX - вытачивали на токар­ном станке. Праздничные тарелки имели изыс­канную форму - квадратную с врезанными угла­ми (полукруглыми или в виде удлиненных ле­пестков). Глубина тарелок небольшая и во всех областях почти одинаковая. Форма тарелки обу­славливала и композицию росписи. В самых ран­них тарелках главная часть орнаментальной ком­позиции заполняла всю среднюю площадь, а вокруг, на свободных местах, помещались допол­нительные, более мелкие орнаментальные моти­вы. В позднейших росписях становится обяза­тельной орнаментация венчика, уравновешенная с центральной частью декора. По колориту рос­писи тарелок сходны с росписями сундуков и имеют те же самые местные признаки.

По сюжету - это преимущественно цветоч­ные орнаменты, композиции с птицами среди цветов и ягод, а еще чаще - изображения рыбы, ножа, вилки, зеленых огурцов и т. п. Такие та­релки предназначались для праздничного стола, а в будни - выставлялись на полке и служили украшением хаты.

В XVIII - начале XIX в. получило распро­странение расписывание масляными красками резных деталей саней и возов. Позднее задки на санях и возах стали украшать прямыми и кри­выми цветными полосками разной толщины по ровной плоскости доски.

К 1911 году относятся расписные сани с Уманщины, где элементы геометрического резно­го контурного орнамента сочетаются с цветоч­ным. Центром отдельной росписи здесь является вырезанная под циркуль шестилепестковая ро­зетка, вокруг которой компонуются веточки с ягодами и традиционным растительным моти­вом, называемым «вылоги» и распространенным в настенных росписях, в керамике и вышивке. Здесь имеются также росписи, в которых наряду с геометрическим и растительным орнаментом фигурируют изображения рыб, птиц и лошадей.

В 1920-х годах в разных районах Киевщины и Подолии встречались росписи на задках саней, близкие по характеру к вышеупомянутым. Из но­вых элементов орнамента были распространены изображения советской эмблематики - пятико­нечная звезда, серп, молот, советский герб. С из­менением форм ведения хозяйства на селе и с по­явлением автотранспорта этот вид росписей по­степенно исчезает, и на первый план выходят другие разновидности росписей.

Со средины 1930-х годов народные мастера из с. Петриковка Днепропетровской области сест­ры В. и Г. Павленко и М. Тимченко начинают расписывать масляными красками небольшие, разной формы коробочки из дерева, служившие пудреницами. Росписи производились непосред­ственно по дереву без всякой грунтовки и поэто­му были очень неустойчивы.

После Великой Оте­чественной войны такие росписи возродились на новой технической основе - это была уже подлаковая роспись на черном фоне, основанная тоже на традиционном петриковском цветочном орнаменте. Подобные росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

А с 1958 года цех подлаковой росписи открылся при фабрике «Дружба» в самой Петриковке. Молодые худож­ники, возглавляемые народным мастером Ф. Панко, обратились к местным традициям декоратив­ной живописи. Петриковцы стали делать некото­рые свои росписи не на черном, а на охристом или сочном зеленом фоне, т. е. так, как обычно раскрашивались сундуки на Днепропетровщине еще задолго до революции.

Обращение к мест­ным традициям обеспечило успешное развитие нового художественного промысла.

В последнее время наблюдается возвращение народных мастеров к росписям деревянных та­релок, изготовленных на токарном станке. Рас­писываются они прямо по дереву масляными красками, а сверху покрываются прозрачным ла­ком, благодаря чему лучше выявляется фактура дерева, а сами росписи становятся звонче по цве­ту и устойчивее. Тарелки эти предназначены для украшения интерьера.

Б. С. Бутник-Сиверский 1964 г.

– Рассмотрите небольшие композиции в виде открыток, их называют «малёвками».

Цветовое решение петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая. Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

В петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.) .

– Какие холодные цвета вы знаете? Нарисуйте букет цветов по мотивам украинской росписи, используя холодные тона.

Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Занятие 4
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ. ЛЫЖНИКИ

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели: систематизировать знания о числе 6 и цифре 6; формировать представление о составе числа 6 из двух меньших; учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно бльшее число; лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции.

Имеет представление о составе числа 6, умеет раскладывать число 6 на два меньших числа; решает задачи путем вычитания и сложения; знает имя автора и название прочитанного стихотворения; лепит фигуру лыжника в движении, правильно передавая форму тела и соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование: рисунки с изображением предметов для счета; пластилин; стеки; образец фигурки лыжника из пластилина.

Вводное слово воспитателя.

– Чебурашка хочет научиться кататься на лыжах. Но не может подняться на высокую снежную гору. Давайте ему поможем. Сначала надо вместе с Чебурашкой выполнить интересные задания.

Решение задач. Счет.

– Решите веселые задачки.

Бабочка, червяк, паук,

Муравей, комар и жук

Спрятались в дупло опять.

Повтори, кого искать.

– Сосчитайте, сколько всего насекомых спряталось в дупло. (Шесть насекомых.)

Ответьте на вопросы:

– Сколько ушек у трех старушек? (Ответ: 6.)

– Сколько спинок у шести свинок? (Ответ: 6.)

– На какие группы можно разбить множество матрешек? (2 и 4, 5 и 1, 3 и 3.)


– Как можно получить число 6? Рассмотрите рисунки. Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку. (Раздает листы бумаги, карандаши.)


– Сосчитайте зонтики. Запишите их количество.

Раздает каждому ребенку по 8 квадратов из цветной бумаги.

– Положите квадратов столько же сколько зонтиков. Сколько квадратов надо убрать, чтобы их осталось 6? Будем убирать по одному квадрату. 8 без 1 будет 7, 7 без 1 будет 6. Всего убрали 2 квадрата. Запишите: 8 – 2 = 6.

Лепка «Лыжники».

– Послушайте стихотворение Льва Квитко «Лыжник».

– Рассмотрите фигурку лыжника. Расскажите о положении тела при ходьбе на лыжах. Вылепите фигурку человека, придайте этой фигурке пластику лыжника: полусогнутые ноги, руки; из картона и спичек сделайте лыжи и лыжные палки.

Дети самостоятельно лепят лыжника.

Итог занятия.

– Рассмотрите все поделки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Теперь Чебурашка может кататься на лыжах.

Занятие 5
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ПУТАНИЦА».
ИНЕЙ НА ДЕРЕВЬЯХ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: учить анализировать юмористические рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова-признаки предмета, изображать явления природы, передавать в рисунке строение разнообразных деревьев, рисовать угольным карандашом; совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом; развивать эстетическое восприятие.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о юмористических рисунках; составляет рассаз по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения разных видов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, литературы и музыкальные, воспевающие красоту русской природы; самостоятельно выполняет рисунок инея на деревьях разными способами.

Материалы и оборудование: картина «Путаница» Е. А. Ведерникова; репродукция картины К. Ф. Юона «Волшебница-зима»; фотографии с изображением деревьев, покрытых инеем; угольные карандаши «Ретушь», гуашь белая, бумага бледно-серого цвета, кисти.

Вводное слово воспитателя.

– Художник Карандаш просит у вас помощи. Его картины Баба Яга превратила в чистые листы. Давайте ему поможем и выполним задания Бабы Яги.

Петриковка - село-райцентр в часе пути от Днепропетровска и получасе пути от Днепродзержинска. Вроде бы ничем не приметное село известно "петриковской росписью" - самым известным народным художественным промыслом Украины. По сути дела, это украинский аналог Палеха: ведь петриковские орнаменты действительно являются одной из украинских "визитных карточек".

Мне очень захотелось увидеть их своими глазами, а заодно сравнить Петриковку с .
Впечатление - ужасные. А кроме того, в этом посте я позволю себе немного порассуждать о политике сопредельного независимого государства, что, конечно, является верхом бестактности. Но право высказать свое мнение никто не отменял.

По дороге к Петриковке мне бросилось в глаза то, что в украинских селах все еще много хат с соломенными крышами. Увидев такую один раз, я не поверил своим глазам. На второй раз подумал: "встречаются очень редко". Увидев еще некоторое их количество, я бросил считать, и по привычке умилился "ах, какая этнографическая цельность!".

Однако лишь сойдя с маршрутки в Петриковке, я почувствовал что-то отталкивающее. Если Палех на меня сразу, с первых секунд, произвел расслабляюще впечатление "города художников", Петриковка оказалась обычным райцентром, и ничего в ее облике не напоминало о том, что это центр народной росписи.

Первым впечатлением было - скучно.

Угасший Вечный огонь (видимо, в ходе очередного газового конфликта).

И асфальт, разбитый до щебня. Но это был не щебень, а именно асфальт - просто настолько переломанный и перемолотый,

Как и в Днепропетровске, эти кадры не передают общего депрессивного настроения. Все же белые домики, залитые солнцем, выглядят позитивно. Но гуляя по Петриковке, мне натурально хотелось плакать.

Вскоре я вышел и к Центру петриковской росписи, располагавшемуся в заднии постройки конца 1980-х.

Я зашел внутрь, оказавшись в холле, походил туда-сюда, а потом навстречу мне вышел Андрей Пикуш - директор и основатель этого Центра. Поприветствовал меня, разговорились. Он был очень рад гостю, а тем более гостю из соседней страны. Открыл для меня выставочный зал, и показал образцы петриковской росписи, провел экскурсию и просто рассказал о том, в каком состоянии это искусство сейчас.

Для начала - немного истории. По нынешней историографии, петриковская роспись восходит к глубокой древности. Во всяком случае, она намного древнее, чем сама Петриковка и была популярна у запорожцев еще в Средние века. Это была в первую очередь настенная роспись - орнаментами украшались белые хаты, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли "чепурушки". Было несколько техник нанесения орнамента (часто рисовали на стене пальцем), и в некотором роде росписи хаты олицетворяли внутренний мир ее хозяев.

Расписывали не только стены хат, но и мебель. Например, вот аутентичный сундук начала 19 века:

Расписывали и посуду, и просто рисовали картины-малёвки - на холсте и даже на бумаге.

Однако петриковской росписи повезло намного меньше, чем палехской или хохломской - она не пережила 1930-х годов. .

Впрочем, в 1936 году сельский учитель Александр Статива в своей школе организовал преподавание росписи, для чего разыскал последнюю чепурушку Татьяну Пата. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, петриковская роспись стала не более чем разновидностью сувенира, и изделия писали на фабриках по утвержденным в Киеве эскизам. С петриковским орнаментом выпускались даже салфетки и одноразовая посуда. Но как искусство, как народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году ситуация могла поменять, но помешал экономический коллапс.

Впрочем, пускай в Центре нет отопления, а в стране - спроса на работы мастеров, художники остались. В Петриковке официально зарегистрировано 40 художников (примерно как в Холуе, где я был недавно следом за Палехом).

И все же, хотя сейчас роспись еще жива, положение ее удручающее. Центр Народного Искусства выглядит среди окружающей местности как крепость, и борется за выживание, по словам Андрея Андреевича, в основном на энтузиазме.

Сам Андрей Андреевич Пикуш:

Потом я поднялся на второй этаж, осмотрел мастерские, побеседовал с чепурушками. Несмотря на все трудности, мастерские продолжают работать, пишутся отдельные произведения - жизнь продолжается.

А вот и сама чепурушка, расписывающая тарелку:

Из Центра я вышел со смешанными чувствами, и отправился дальше гулять по самой Петриковке. Последняя представляла собой обычной украинское село - большое, белое, утопающее в зелени.

И с одной стороны тут красиво и солнечно, а с другой - нищета удручает. В России таких сел тоже много - но все же в Нечерноземье. А черноземное село с 3-тысячным населением в таком состоянии мне в России видеть не доводилось, будь то станицы Кубани или села Черноземья.
О том, чтобы сравнивать Петриковку с Палехом и другими "городами художников" я к этому моменту уже и забыл. Даже , который казался верхом безысходности, выглядел благополучнее.

Однако нищета имеет один плюс, если смотреть на нее извне - это этнографическая цельность. Как я уже писал в начале поста, в украинских селах все еще очень много традиционных народных хат, построенных из сырцового кирпича на конском навозе и крытых соломой. Их я фотографировал прицельно - конечно же, в Петриковке много и более приличных домиков.

Начало века... Вот только какого?

Враги сожгли родную хату...

Что тут было: Смута 1990-х, наступление вермахта, подавление бунта в 1932-м, бесчинства Махно и его анархистов, разгром Запорожской Сечи, наберг крымских татар, русско-польская война...

А здесь, видимо, владелец попался принципиальный и живет под соломенной крышей, хотя мог бы покрыть ее чем-нибудь более актуальным:

Не считая нескольких улиц, вся Петриковка - это конгломерат дворов с узкими проходами между изгородей. К большинству хат невозможно подъехать на автомобиле, да и самого автомобиля нет тоже...

А петриковских росписей, как и предупреждал меня Андрей Пикуш, я тут действительно не нашел. Вот - самое близкое к ним (хата ода из самых зажиточных):

Живут, видимо, в основном полунатуральным хозяйством. Магазинов в селе очень мало даже по сельским меркам, зато есть большой базар. Село богато различной флорой и фауной.

Причем особенно меня впечатлили местные индюки, окруженные восторженными индюшками:

Ну а теперь, как и обещал, несколько мыслей, которые у меня возникли в ходе созерцания Петриковки.

Народные промыслы, как и любая форма наследия, нуждаются в поддержке извне - от государства, спонсоров и т.д. Палех или Гусь-Хрустальный подают признаки жизни во многом от того, что эти промыслы раскручены, на них есть спрос, и многие люди при наличии денег готовы украсить свой дом палехской шкатулкой или гусевским хрусталем. Большая часть российских центров народных промыслов хорошо известна, туда проводят экскурсии турфирмы, осуществляются выездные выставки. На Украине совсем не так мало людей с деньгами, как кажется - достаточно вспомнить небоскребы Днепропетровска.

Петриковка тоже нуждается в помощи от государства. У государства денег нет? А на Конотопскую битву - есть? На памятники Голодомору в каждом городе - есть? На героизацию Карла Двенадцатого - тоже есть? В Украине (сознательно сейчас пишу "в") есть политический курс на поиск "национальной идентичности". И казалось бы, вкладывать деньги в петриковскую роспись, наладить должный ее пиар, сделать соответствующие заказы чепурушкам - это прекрасная возможность подчернкуть свою идентичность. Но "оранжистам" почему-то надо вбухивать средства в антироссийские культпроекты.

Это попросту тупиковый путь. Да, мы уже поняли, что Украина - не Россия. Но не лучше ли было бы доказывать, что Украина - это Украина, без всяких там "северных соседей"?


Украинская хата

Украинская хата имела некоторые отличия от русской избы. Она представляла собой жилище, которое именовалось хатой и имела надворные постройки, хозяйственного назначения.


Интерьер украинской хаты



Описание украинской хаты 19 века

Снаружи хаты обмазывались глиной. В середине XIX века украинские хаты поверх глины белились побелкой. Свидетельства того, что украинцы обмазывают все надворные постройки, и снаружи и изнутри, желтой и красной глиной, а затем белят по ней, оставили русские люди из Самарской губернии, в которой проживало множество поселенцев из Украины.


Интерьер украинской хаты


В русских домах глину не часто использовали для замазывания пазов бревен. Те же свидетели из – под Самары рассказывают, у украинцев трубы от печи отводятся в бок, к сенной стене. Их трубы дым выходит прямо в сени. Отверстие в трубе затыкается снаружи, в целях удержания тепла. Раз в неделю хохлушки вымазывают печь изнутри. Дома покрыты или соломой на глине, или одной соломой. Дома стоят тесно друг к другу и к надворным постройкам внутри усадьбы. Дома часто отапливаются кизяком, из – за недостатка дров.


Внутри хаты

– выглаженный земляной пол, небольшая печка по типу голландской. Часто печка примыкала к русской печи. Печь непременно белили мелом и расывали национальным узором. В центре хаты – стол под белой скатертью и деревянные скамейки. Передний угол обит обоями и украшен божницей. Иконы на ней в цветах. Стены украшены картинами с изображением государя, царской семьи, национальных героев. Обязательная принадлежность – зеркало, украшенное длинным вышитым рушником и сундук – скрыня. Концами в стены упирается шест, на котором висит одежда. Кроватью служат нары, приделанные к глухой стене дома.


Традиции украинцев

В традициях украинцев – хранение рушников, подаренных матерью. Вышитый рушник – одна из характерных черт быта этого народа. Как правило, рушник, это тканое или браное полотенце, используемое для украшения «божницы». Обычно рушник для этих целей выполняется с орнаментальной вышивкой двуглавыми орлами. В основном же рушники изображением своим свидетельствуют об этнической принадлежности к малороссам, и главным свидетельством является орнаментальный сюжет в вышивке. Это розетка, красная роза и черный лопух.